Белорусская мастерица из Барнаула создает соломенные изделия

20:00, 04 ноября 2022г, Общество 885


Белорусская мастерица из Барнаула создает соломенные изделия Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Барнаул стал ей второй родиной. В это сложное время белорусскую мастерицу Ирину Монцеву больше всего радует, что не отдалились люди двух стран друг от друга, не дали ржавчине политических дрязг убить то доброе, что всегда связывало наши народы. «Мы – родня и встречать друг друга всегда будем как родных», – уверена собеседница.

Шоколадка от тёти Иры

У близняшек Ирины и Нины Папруга (родом они из Гомельской области) все всегда было на двоих. Вместе учились в Бобруйском художественном училище, вместе работали на Брестской фабрике сувениров, пока она не закрылась в перестройку.

– Вся страна тогда в один большой базар превратилась, – вспоминает женщина. – Кому нужны сувениры, если мир рушится? Стало совсем плохо с зарплатой, и мы тоже пошли торговать.

Со своим будущим мужем Ира познакомилась в Барнауле, куда приехала погостить у дяди. До сих пор помнит, зима 1999-го, когда она стала сибирячкой, лютой выдалась, «морозище был градусов под пятьдесят».

Сейчас сын Монцевых, Саша, уже взрослый. Талантами он в маму пошел, в детстве у него все школьные тетрадки были изрисованы. Парень – профессиональный барбер, живет и работает в Питере.

Много лет Ирина Адамовна трудится в краевом клиническом центре охраны материнства и детства. Казалось бы, нет среди болезней места для творчества, для радости. А если очень-очень постараться? 

– Детки у нас порой подолгу лежат, со сложнейшими диагнозами, так хочется их развлечь, – рассказывает собеседница. – Иногда организую для них конкурсы рисунков. За лучший – приз, шоколадка от тети Иры. Так целая художественная галерея образовалась. Храню эту коллекцию. Я заметила, что в медицине вообще много талантливых людей. Кто-то вяжет, кто-то вышивает…

«Помню»

Казалось бы, с соломкой вариантов немного, по пальцам одной руки пересчитать – инкрустация, плетение, аппликация. И вроде нет проще материала. Ведь она же в поле растет! Накосил сколько нужно – и твори себе…

На самом деле Ирина использует белорусскую соломку, длинную, пластичную, выросшую на песчаных почвах Белоруссии. На Алтае она тоже растет, но слишком жесткая – из-за сурового климата. И из поездок в родные места мастерица везет с собой запас материала.

Секретов у нее много – и как готовить его к работе, и как выгодно подчеркнуть природные тона, добиться изысканного перламутрового свечения в готовом изделии. У пшеничной соломки цвет белого золота, у ржаной – больше желто-зеленого. А чтобы получить молочный, ее выбеливают перекисью водорода.

Идеями из Интернета Ирина не пользуется, ее фантазия выручает. Конструирует больше по наитию, доверяет своим этническим корням, а национальные белорусские мотивы – вот они, в голове сидят, никогда не подводят.

– Иногда, если руки долго не работают, думаю, что, наверное, уже забылось все. Но стоит взяться за работу – нет, помню…

Затаив дыхание, мы рассматриваем эти чудесные шкатулки, панно, сундучки, куклы и не находим двух похожих работ. Это как музыка, в которой всего семь нот...

Есть идея!

Ирина – человек непубличный, вероятно, потому и выставок у нее не так много. Но своя она и в Белорусском землячестве, и среди мастеров Алтая. Работы Монцевой можно видеть в экспозициях Дня России на Бирюзовой Катуни, а любители Музейной ночи бывали на ее мастер-классах.

Забавный перевертыш. На различных площадках, туристических и ярмарочных, сколько угодно самоучек, чьи доморощенные изделия раскупаются, разъезжаются по всему миру. А профессиональный инкрустатор свои произведения, над которыми дышать перестаешь, распродавать не спешит. Собеседница назвала массу причин – от высокой себестоимости работ до несовпадения высокого турсезона с основными этническими площадками, но… сама себя прерывает:

– Да что это я… Есть ведь главное. Мне жалко отдавать за деньги то, во что сердце вложила. Уж лучше дарить. От души, добрым людям.

Гражданство у нашей героини двойное, а значит, две родины, и каждый раз, встречая здесь земляков – радуется, словно родню нашла. И до сих пор ее удивляет разнообразие этносов в Алтайском крае, какого нет в Белоруссии. Дело, как она предполагает, в просторах Сибири. Сюда едут в надежде найти себя, обосноваться вместе с семьей, подзаработать… Культурное разнообразие – настоящее украшение этих необозримых пространств. И кто знает, может быть, совсем скоро превратится в арт-проект вот такая идея белорусской мастерицы:

– 12 июня, в День России, «Бирюзовая Катунь» собирает людей «фестивальных» в основном, туристов еще мало – высокий сезон наступает чуть позже. Так почему бы в это время каникул не возить сюда детей? Профильные смены летних лагерей, к примеру. Получилась бы прекрасная просветительская площадка. Ведь мы так много говорим о патриотическом воспитании. Ребятишки могли бы участвовать в мастер-классах, ездить на экскурсии, изучать вживую историю своей страны, через ее художественные традиции в том числе.

Фоторепортаж