Чем интересен русский костюм

18:13, 17 июня 2022г, Культура 1970


Чем интересен русский костюм Фото №1
Чем интересен русский костюм Фото №2
Чем интересен русский костюм Миниатюра №3
Чем интересен русский костюм Миниатюра №3

Епанечки, рубахи с подоплекой, сарафаны барановских ситцев… Вы ошибаетесь, если думаете, что русский костюм – это про «музейные тряпочки» и «пыльные сундуки». За каждым – мудрость прабабушек, знавших, как сохранить семью и здоровье, вырастить достойными людьми детей и внуков. Эта неделя проходит под знаком Дня России. Самое время для разговора с Еленой Чебыкиной из Благовещенского района, знатоком и исследовательницей традиций предков.

Не заблудиться

Елена – автор курса «Русский традиционный костюм. История. Крой. Шитьё. Вышивка». Этнография интересовала ее с юности. Потому и в педуниверситет поступила на специальность «народно-художественное творчество». Ниточки судьбы связались так, что несколько лет ее семья жила в Подмосковье. А там – «ты катись, клубочек, в терем-теремочек» – привели в московскую студию «Русские начала». Жадной до исследований душе она открыла сокровищницы старинных технологий, от ткачества поясов до шитья женского костюма.

– «Русские начала» – великолепная практика, – рассказывает о себе мастерица. – Студенткой я не понимала, в каком направлении двигаться. После интенсивного курса обучения в студии пазлы сложились. Конечно, Благовещенский район. Мои корни здесь, и в этнокультурном смысле эта территория – белое пятно. Исследователи не оставили публикаций, описаний экспедиций. Хотя Благовещенка, основанная выходцами из Воронежской губернии, долго хранила фрагменты их культуры. Сейчас мы по крупицам собираем ее в деревнях. Каждый из участников нашего сообщества вносит свой вклад, мы работаем в унисон. Так нам удается двигаться вперед в наших исследованиях.

– Елена, есть, с одной стороны, наука этнография, с другой – время, неумолимо уносящее традиции вместе с их носителями. Удается ли что-то восстановить?

– Да, момент переломный. Именно восстанавливать приходится культуру предков, а не перенимать. И есть еще бабушки, которым за 80, за 90, мы с ними знакомимся в экспедициях. Они не нуждаются в помощи, держат хозяйство, огороды, обладают крепкой памятью, ясным умом. Можно сказать, владеют секретом качественного долгожительства. Наши предки занимались ремеслами, делом, их руки и головы все время были заняты. Они не разводились, жили в построенных своими руками домах, думали о семье, занимались детьми, а не карьерой. У нас все по-иному, мы слишком далеко ушли от своих начал. И заблудились. Так что, когда мы говорим о сохранении традиции, речь не о «тряпочках» идет, вовсе нет.

«Швейка» – это вам не «поповка»

Впервые свой авторский курс Чебыкина представила благовещенцам в 2018 году, в программе празднования Медового Спаса в местном приходе. Так, с легкой руки и благословения настоятеля отца Александра, сложился этот коллектив. Женщины пришли на праздник, увлеклись да так и остались с Чебыкиной. Благодарные слушательницы ее семинаров. Талантливые участницы авторских мастер-классов, в каком бы пространстве они ни проходили – в музее, храме или на любимой площадке этнографов Алтая, на фестивале «День России на Бирюзовой Катуни».

Среди них нет профессиональных швей. Вот что рассказывает о себе Надежда Хвостова:

– У меня мама хорошо шила. А я работала всю жизнь в банке, не до рукоделия было. Но так впечатлило то, чем занимается Елена Юрьевна! Словом, увлеклась, когда мне уже шестьдесят исполнилось. Ночами сидела и шила – сарафан, «парочку», вот этот фартук. Искала национальные мотивы в своем роду: моих деда с бабкой привезли на Алтай детьми из Черниговской области, и фамилии в семье украинские – Горобец, Рева….

Из любительниц и Светлана Смирнова:

– Бабушка моя вязала, шила, ткала. Своего ткацкого станка у нее не было, его одалживали у соседей. Мама тоже рукодельничала. Видимо, передалось и мне. Еще школьницей я окончила курсы кройки, шитья, вязания, обшивала-обвязывала себя, детей, потом внуков. Но, пока не встретилась с Еленой Юрьевной, не понимала, что конкретно мне нравится. Отдушину нашла в народном костюме.

Бывая в командировках в сельских музеях, мы немало видели новоделов «под старину», украшенных пайетками, с оверложенной изнанкой. Нет, не цепляет. То редкое аутентичное, что найдено в экспедициях по селам,  мастерицы Благовещенки восстанавливают сегодня вручную, как их бабки шили. Отмотаем время к XIX веку. Швейные машины – «поповки», от названия торгового дома И.В. Попова, продававшего «Зингеры» в России, в модных салонах и богатых семьях столиц уже строчили, в алтайской же глубинке у крестьянок-переселенок были «швейки», нехитрые приспособления, облегчающие труд мастерицы. Представьте, сколько времени нужно, чтобы вручную сшить рубаху или сарафан. «Швейка» ускоряла процесс, шов получался ровным. По одному такому найденному на старом чердаке образцу «лайфхак» был восстановлен.

Подоплёка, суть сарафанная

Женщины гордо демонстрируют сарафаны, или, как их здесь называют, сарафанные комплексы, с самотканым поясом, рубахой-станом и подоплекой – элементом, «усиливающим» изделие, сберегающим дорогостоящую ткань от преждевременного изнашивания.

– Мы исследовали нашу местность на предмет ремесел. Находок пока немного, но каждая бесценна, – рассказывает Елена Юрьевна историю создания этноколлекции. – Вот увидели на дореволюционном фото людей, сидящих в традиционных одеждах, внимательно рассмотрели элементы и изготовили по образцу женскую «парочку», распространенную в Благовещенке в начале ХХ века.

А ситцы какие! «Неужели ивановские?» – екнуло радостно сердце. Увы, нет. Череда нелегких страниц «легонькой такой» промышленности России – и выкуп американцами прав на производство среднеазиатского хлопка, и закрытие предприятий, в том числе и Барнаульского ХБК, – едва не закрыла летопись российского ситца, и самого известного из них, барановского, красных оттенков. Не дали пропасть традиции этнографы. По сохраненным образцам теперь можно заказать производителям ткань нужной расцветки.

Умелицы Благовещенки приобретают его у новосибирской мастерицы народного костюма Татьяны Куликовой, в «Русских началах» или отыскивают в старых сундуках и на антресолях – если была у женщин рода привычка запасаться отрезами Барнаульского хлопчатобумажного комбината.

К слову, немногие знают, что на этом предприятии была единственная в Сибири специализированная художественная мастерская. Работал здесь мастер Глеб Белышев, создатель сибирской школы текстильного рисунка, благодаря которому в регионе появились набивка и ситцепечатание. В творчестве своем он тяготел к русским мотивам, и, кто знает, возможно, именно ваша бабушка обладает сокровищем, не ведая того. Ведь работы Белышева хранят сейчас многие музеи мира.

Притужальник и набилки

Можно бесконечно долго рассматривать вышивку на льняных полотенцах из семьи Валентины Теняковой, здесь каждый орнаментальный символ – словно родовой код. Рассматривать на дореволюционном фото «парочку» Ефимии Елисеевны Шарыбкиной, 1893 года рождения, долгожительницы, чуть-чуть до века не дотянувшей. Лоскутное одеяльце и свивальник для младенца – до года у малыша не было другой одежки. Гадать, как работает ткацкий стан, переданный Елене Чебыкиной жителем Хорошавки Петром Алпеевым (устройство сделал его свекор, отец жены Таисии). Есть такой стан и в музее. Экспонат, конечно, но можно ведь по нему восстановить рабочую модель – благо остались и чертежи, и люди, способные вдохнуть жизнь в эти набилки, ремизы, трестинки… А там и до тех времен недалеко, когда женщины в сарафанах да «парочках» будут в супермаркет за покупками ходить.

Елена Юрьевна уверена: все должно идти своим чередом. Сейчас мастерицы заняты новым проектом – изготовлением зимней одежды. Чтобы и в холодное время года можно было устраивать для земляков «народные» дефиле. Это – планы. А мечта – чтобы в школе искусств Благовещенки открылось отделение народной культуры. Тогда к ней можно будет приобщать и детей. Конечно, молодые люди не откажутся от стандартов моды в пользу народной одежды, но у каждого из них должен быть выбор. Шанс остаться собой.  

Фоторепортаж