Что таят в себе сервизы

10:23, 17 сентября 2022г, Культура 762


Что таят в себе сервизы Фото №1
Что таят в себе сервизы Фото №2
Что таят в себе сервизы Фото №3
Что таят в себе сервизы Фото №4
Что таят в себе сервизы Миниатюра №5
Что таят в себе сервизы Миниатюра №5
Что таят в себе сервизы Миниатюра №5
Что таят в себе сервизы Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка советского фарфора.

В экспозиции – декоративные вазы, чайные и кофейные сервизы и мелкая пластика 1940–1980-х годов. Многие вещи участвовали в свое время в престижных всесоюзных и международных выставках.

Куратор, старший научный сотрудник Нина Гончарик уместила 140 предметов в несколько витрин в зале и коридоре временного музейного здания. Сетует, что чашки и статуэтки поставлены тесновато, но выбора не было: хотелось показать как можно больше. Во-первых, многих вещей барнаульский зритель еще никогда не видел, а во-вторых, выставка дает музейным сотрудникам понимание того, как эти предметы будут смотреться в постоянной экспозиции в будущем здании на площади Октября.

Новые птицы – новые песни

Сейчас в музейном зале представлены две главные школы русского фарфора – петербургская от мастеров Ленинградского фарфорового завода и московская – изделия Дмитровского и Дулёвского заводов.

– Когда начинаешь вникать, выясняется, что биографии авторов этих предметов удивительны, – делится Нина Прокопьевна. – Вот, например, большая декоративная ваза «Новые птицы – новые песни» Эдуарда Криммера. Он был участником войны и человеком очень разнообразного дарования: и театральным художником, и книжным иллюстратором, а до того, как прийти на Ленинградский фарфоровый завод, работал на стекольном. Эта ваза была на юбилейной выставке «Советская Россия» в 1967 году, и в ней он очевидно идет от народной традиции, где вертолеты – это как птицы, а опоры линий электропередачи – деревья.

Только в этот момент мы понимаем, что рисунок на вазе и правда необычный и среди птичек на «ветвях» ЛЭП сидят милые вертолетики с лапками, украшенные наивными цветами. А рядом с вазой несколько фигурок голубей как символов мира: серия создана в послевоенные 1950-е. 

Дары столиц

Коллекция в таком объеме еще практически не показывалась из-за хронического дефицита экспозиционных площадей. Она складывалась с самого начала существования музея, который открылся в 1959 году. Большую роль в комплектовании фондов в те годы сыграл секретарь крайкома КПСС Трушин, который обращался за помощью к центральным музеям. Благодаря этому в ГХМАК пришли предметы из музея-усадьбы «Кусково», а впоследствии в Барнаул отправлялись экспонаты с важных выставок.

И сервиз «Лани» художника Михаила Моха, еще один шедевр ЛФЗ, представленный на нынешней выставке, как раз такой дар музея «Кусково» (там хранится полный комплект).

– Роспись очень характерна для классического стиля Ленинградского завода, – говорит куратор. – В ней строгость и чистота линий, призванная подчеркнуть красоту самого материала. Кстати, она завоевала серебряную медаль на Всемирной выставке в Брюсселе!

Из «Кусково» же в ГХМАК пришли две чайные пары Лидии Лебединской – чашка с блюдцем с изображением коней на Аничковом мосту и «Кленовые листья» 1948 года. Роспись – классическое сочетание синего кобальта и сдержанного золота.

Забытые мотивы

Почти все предметы здесь – с особой биографией. Например, кофейный сервиз Дмитровского завода (белый фарфор и золото) на той же легендарной выставке «Советская Россия» в 1967-м был отмечен как одно из совершенных произведений, которое одновременно может служить и образцом для массового доступного производства. Хотя в собрании ГХМАК нет знаменитого агитационного фарфора, советские идейные мотивы видны и на этой выставке – в сервизе «Дружба СССР с Индией», в жанровых фигурках с атрибутами танца и труда, в темах мира и оптимизма. Отдельные полочки посвящены рижскому фарфору – коллекционным вещицам уникального качества и мастерства.

И невозможно обойти вниманием сервиз «Карелия» Кирьяны Михалёвой, штатного художника Ленинградского комбината декоративно-прикладного искусства. В ее тонкой, изобилующей деталями росписи пейзажная живопись сочетается… с индустриальной темой. На изящном молочнике – экскаватор посреди каменных глыб, на тарелочке – вид на портовые краны, на чайнике – северные сельские домики. «Этот сервиз середины 1970-х годов сейчас очень котируется у коллекционеров и стоит прилично, а нам он достался буквально чудом, – радуется Нина Гончарик. – Хоть люди наконец увидят, мы его впервые показываем!»

Выставка будет работать до января 2023 года.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж