Дорожные фонды, концессионные соглашения, муниципальные контракты. Виктор Миненок рассказал спикеру АКЗС о работе Счетной палаты в 2021 году

17:08, 19 мая 2022г, Общество 924


Дорожные фонды, концессионные соглашения, муниципальные контракты. Виктор Миненок рассказал спикеру АКЗС о работе Счетной палаты в 2021 году Фото №1
Дорожные фонды, концессионные соглашения, муниципальные контракты. Виктор Миненок рассказал спикеру АКЗС о работе Счетной палаты в 2021 году Фото №2
Дорожные фонды, концессионные соглашения, муниципальные контракты. Виктор Миненок рассказал спикеру АКЗС о работе Счетной палаты в 2021 году Миниатюра №3
Дорожные фонды, концессионные соглашения, муниципальные контракты. Виктор Миненок рассказал спикеру АКЗС о работе Счетной палаты в 2021 году Миниатюра №3

Председатель АКЗС Александр Романенко обсудил с главой Счетной палаты Алтайского края Виктором Миненком основные итоги работы СП в 2021 году. Встреча прошла в преддверии ежегодного отчета председателя Счетной палаты.

Традиционно на майской сессии краевого Законодательного Собрания озвучиваются результаты работы региональной Счетной палаты за предыдущий год. В рамках подготовки отчета глава СП представил его основные тезисы спикеру краевого парламента. В ходе встречи также обсуждались задачи, которые стоят перед ведомством, и перспективные направления взаимодействия Палаты с Алтайским краевым Заксобранием.

В 2021 году, по информации Виктора Миненка, аудиторы СП провели 99 контрольных и 17 экспертно-аналитических мероприятий, большая их часть имела обязательный характер и была связана с оценкой формирования и исполнения краевого бюджета, а также бюджетов высокодотационных муниципальных образований края.

«80% остальных проверок проводились по инициативе Губернатора, Правительства края и депутатов краевого Законодательного Собрания. Благодаря этому Счетная палата сосредотачивала усилия на наиболее острых вопросах развития региона и его бюджетной системы», - отметил глава СП.

Всего по итогам проверок специалисты Палаты выявили 761 нарушение на сумму более 10 млрд рублей, это почти в три раза больше, чем в прошлом году. «Это не всплеск, а скорее возвращение к обычным цифрам. В 2020 году из-за ковидных ограничений объем выездов специалистов и проверок в целом был сокращен. В 2021 году мы вышли на традиционный уровень рабочей активности, соответственно, и объем выявленных нарушений вернулся в рамки среднегодовых показателей», - уточнил Виктор Миненок.

Он пояснил, что большинство нарушений имеет процедурный характер и связано с несоблюдением различных правил и порядков, с ошибками в области бухгалтерского учета и отчетности. Вместе с тем, как отмечает глава Счетной палаты, среди нарушений есть и достаточно серьезные, которые приводят к существенным потерям для краевого и муниципальных бюджетов. Так, 102 материала были направлены в прокуратуру Алтайского края. В результате возбуждено два уголовных дела, еще по двум материалам проводятся доследственные проверки.

«Инспекторы палаты возбудили 21 дело об административных правонарушениях. 62 должностных лица по результатам наших проверок были привлечены к дисциплинарной ответственности. В 2020 году таких было 49», - уточнил Миненок.

По его мнению, это свидетельствует о повышении результативности работы Счетной палаты и одновременно о росте ответственности за правонарушения в сфере бюджетных отношений.

В 2021 году специалисты Счетной палаты проанализировали, своевременно ли главные распорядители бюджетных средств заключают соглашения о предоставлении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований. Когда сроки по таким соглашениям нарушаются, это ставит под угрозу своевременность проведения конкурсных процедур на закупку товаров, работ и услуг, необходимых для реализации муниципальных программ, а значит, возникают риски для завершения работ в положенные сроки. Так, более 65% всех соглашений, заключенных Министерством образования Алтайского края, были оформлены с существенным нарушением сроков. Чтобы не допускать такую практику в дальнейшем, СП направила предложения и рекомендации в адрес главы региона и должностных лиц министерств Алтайского края.

Традиционно большое внимание Счетная палата уделяет мониторингу формирования и использования средств муниципальных дорожных фондов. «За четыре года благодаря совместной работе с Правительством края и АКЗС удалось существенно сократить объем неиспользуемых остатков средств муниципальных дорожных фондов с 476 млн до 184 млн рублей. Уменьшились и риски нецелевого использования средств дорожных фондов в большинстве муниципальных образований», - отметил Виктор Миненок.

Он добавил, что СП занялась контролем соответствия данных о протяженности автомобильных дорог, указанных в формах статистического наблюдения и отраженных в бюджетном учете муниципальных образований. Ведь именно на основе этих данных производится распределение акцизов на нефтепродукты. В 2020 году данные статистики и бюджетного учета в муниципалитетах расходились в 3,3 раза. За 2021 год этот разрыв удалось сократился до 1,7 раза.

«Оперативному завершению работы по инвентаризаций автомобильных дорог местного значения и постановке их на учет мешает недостаточность финансирования. К примеру, для проведения таких работ в Барнауле требуется около 32 млн рублей, а выделяется в год менее 900 тыс. рублей», - сказал Миненок.

Кроме этого, среди наиболее важных направлений, аудитом которых занимались в Счетной палате в 2021 году, глава СП назвал проверку средств, выделенных на реализацию региональных проектов в сфере экологии и обращения с твердыми коммунальными отходами.

В крае, по оценке СП, накоплено более 50 млн тонн твердых коммунальных отходов. По состоянию на 1 января 2021 года, в федеральный Госреестр было включено только 17 объектов размещения ТКО и 28 промышленных полигонов из Алтайского края. «При этом у нас существует без малого 1200 объектов размещения отходов, не включенных в Реестр. Все они, по федеральным законам, подлежат выводу из эксплуатации с 1 января 2023 года. В регионе недостаточно организована система сбора и вторичной переработки отходов. Острой остается проблема выявления и ликвидации несанкционированных свалок», - отметил Миненок.

По мнению председателя СП, с учетом ограниченных возможностей по увеличению тарифа и высокой стоимости строительства объектов инфраструктуры по обращению с ТКО, без внедрения механизмов господдержки инвесторов достичь целей, предусмотренных региональными и национальным проектами, будет проблематично.

Виктор Миненок также рассказал о системных проблемах, выявленных при анализе эффективности концессионных соглашений и мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. Анализ концессионных соглашений, которые муниципалитеты заключили в отношении объектов тепло- и водоснабжения с 2016 года по 2020 год, выявил 117 нарушений и недостатков на общую сумму почти 3 млрд рублей, а также 9 фактов неэффективного использования средств на сумму 44,7 млн рублей. 

В конце встречи глава СП отметил, что в 2021 году была продолжена работа по организации муниципальных органов внешнего финансового контроля. На 1 мая 2022 года в крае действует 62 муниципальных контрольно-счетных органа. «В прошлом году мы провели ряд совместных и параллельных мероприятий с муниципальными контрольно-счетными органами. Это позволяет нам обобщить на уровне края полученные данные и получить полноценную картину положения дел с конкретными примерами в разрезе районов, городов и конкретных учреждений», - подытожил Виктор Миненок.

Отчет о деятельности Счетной палаты за 2021 год будет представлен депутатам АКЗС на очередной сессии 26 мая.

Фото: АКЗС

 
Фоторепортаж
Блоги