Композитор Виктор Эрнст из Тюменцево рассказал об алтайской музыке, преподавании и баяне

07:00, 16 ноября 2022г, Культура 639


Композитор Виктор Эрнст из Тюменцево рассказал об алтайской музыке,  преподавании и баяне Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Нынешняя награда, юбилейная медаль в честь 85-летия Алтайского края, для 74-летнего преподавателя, музыканта, композитора Виктора Эрнста из Тюменцево – не первая и, дай бог, не последняя. Не припомнит наш сегодняшний герой легких времен в культуре, но надеется, что пройдут столь сложные, как сейчас.

Начало

– Виктор Александрович, многие ваши коллеги-земляки в свое время получили профессиональное «благословение» от Валентина Матвеевича Власова, педагога-подвижника, создателя Тюменцевского оркестра. Вы среди них?

– Я родом из Первомайского района, из семьи репрессированных немцев. После депортации наших родных на Алтае расселили кого куда. Мой отец, Александр Христианович, в конце 50-х годов разыскал в Тюменцево брата Якова, сюда мы и переехали. Когда здесь открыли музыкальную школу, наплыв желающих учиться музыке был такой, что я в набор не попал, хотя прослушивание прошел хорошо. И Валентин Матвеевич, наш учитель пения, сказал, что не нужно терять надежды. Уже через месяц часть поступивших отсеялась и меня взяли в класс баяна. Позже по совету Власова и в музыкальное училище поступил. Занимался каждую свободную минуту и еще подрабатывал концертмейстером в школе. Стипендии-то, всего 12 рублей, не хватало. А на последнем курсе мы уже преподавали в культпросветучилище, прекрасная практика. После выпуска я в Тюменцево попросился, домой.

– Сколько баянов «износили» с тех пор?

– Немного. Самый первый – простенький, «Тульский», а окончил училище с «Мелодией». Сейчас вот третий. Все – недорогие модели.

– Ваша супруга – не музыкант, случайно?

– Вот как ответить... Наталья Владимировна – врач, сейчас уже на пенсии. Но тоже училась в музыкальной школе, в классе преподавателя Михаила Тимофеевича Стюхина, ныне известного в крае музыковеда. Она была одной из самых сильных воспитанниц фортепианного отделения. Дочь наша Надежда музыкантом не стала, но хорошо поет.

– Ух ты! Повезло ли и вам так же с преподавателями?

– Да, в АГИИК дирижирование у нас вел Николай Александрович  Корниенко, а баян – Евгений Иванович Борисов. Имена эти в рекомендациях не нуждаются.

– Вы написали почти триста песен. Работаете со стихами местных поэтов?

– Не только. Главное для меня – серьезный, глубокий материал, без него ничего не получится. Писал на стихи и московских поэтов – Виталия Татаринова, Константина Скворцова. Но они вряд ли обо мне знают, я сам никому не звоню, ни с кем не связываюсь. Как однажды сказала одна из коллег, «скромен до безобразия». Получается, вот такой я Эрнст неизвестный (смеется)… Песни мои знают в крае, а первый критик, слушатель и ценитель – жена.

– Много лет вы работаете с самодеятельными коллективами, среди них и такой известный на Алтае, как «Древляне». В чем феномен долголетия самобытного  ансамбля? 

– Потребность у людей такая – приобщиться к красоте, будь то пенсионер или человек работающий. Там есть две участницы – медсестры, они дежурят сутками и все равно умудряются выкраивать время на репетиции и гастроли. Окунулся в народную культуру однажды – остался в ней навсегда. Я вот здесь впервые взял в руки гармошку.

– Как я слышала, вы многими инструментами владеете и даже сами их делаете…

– Не считая родного мне баяна, играю на балалайке, гармошке, свирели, жалейке, домре… Да, кое-что сам делаю и расписываю. Вот эти трещотки, или кугиклы, например, из рыбацких удочек. Внутри трубки – резиновый пыж, обычным карандашом можно менять его положение и тем самым регулировать высоту звука так, чтобы несколько инструментов в сумме давали стройный аккорд. 

– Правда ли, что в Тюменцево нет сейчас преподавателя-баяниста? Почему падает интерес к этой музыкальной специальности, на ваш взгляд?

– Ответ прост. Она невыгодна, нынешней молодежи финансовая грамотность мешает. Представьте, человек отучился в музыкальной школе, муз­училище, институте культуры, потратил на это 13–15 лет жизни, а потом приходит преподавать на минимальную зарплату. И программ поддержки нет, по сути. Как ему прожить без своего жилья? На что семью содержать? Потому мало кто даже из талантливых учеников сейчас приходит нам на смену. Я вспоминаю одного из таких, Сергея. Он окончил музучилище по классу баяна, играл в оркестре «Сибирь», затем – в Москве, в коллективе Людмилы Рюминой. Но сейчас – стюард, летает на международных рейсах. Там платят больше.

– Не умрет ли баян такими темпами?

– В стране – нет, не умрет, конечно. Посмотрите, каких одаренных ребят по телевизору показывают. Другой вопрос, что сам процесс подготовки серьезного музыканта высокого уровня очень затратен и доступен лишь обеспеченным семьям. Но и обычные сельские дети, бывает, выбиваются, если есть огромное желание и любовь к музыке.

Справка

Виктор Эрнст – преподаватель музыкальной школы Тюменцево с 1967 по 2000 год. Заслуженный работник культуры России, автор почти 300 песен и пьес для баяна с оркестром, музыки к детским спектаклям. Под его руководством народный ансамбль «Древляне» становился лауреатом российских и краевых конкурсов, стал заслуженным коллективом самодеятельного художественного творчества России.

Фоторепортаж
Блоги