Чем интересен фильм «Шагни вперёд»

11:20, 24 декабря 2022г, Культура 908


Чем интересен фильм «Шагни вперёд» Фото №1

У балерин, как у футболистов, карьера короткая. И если у примы настолько серьезная травма ноги, что она не сможет два года вставать на пуанты, с профессией можно попрощаться. Или нет?

Во французском фильме режиссера Седрика Клапиша «Шагни вперёд» все так и происходит. Элиза с шести лет занимается классическим балетом. В ее детстве нет места играм, друзьям. За десятки километров талантливую девочку мама возит заниматься в класс прославленного педагога. Она внушает дочери, что та станет известной танцовщицей, поскольку в ее семье по женской линии занимались балетом все. Девочка старается изо всех сил, чтобы оправдать родительские ожидания. Когда мама умирает, эстафету – возить ребенка в балетную студию – принимает отец. Он менее эмоционален, редко говорит девочке о родительских чувствах, и постепенно мир подростка сужается до творческих устремлений – стать лучшей на сцене, играть самые сильные партии.

И вот Элизе уже 26 лет, она находится на пике формы. У нее масса поклонников, в газетах ей поют дифирамбы. Вдруг на одном из премьерных показов танцовщица получает серьезную травму. Врачи дают неутешительный прогноз: вряд ли в ближайшие годы она сможет встать на пуанты. В этот же момент ее бросает парень. Девушка размышляет о непростой судьбе великих балерин. Ей приходит в голову, что все истории, которые она танцевала на сцене, посвящены женщинам с трагической судьбой. Взять хотя бы «Жизель» или «Баядерку». Она делает вывод, что это не случайно, судьба словно указывала на то, что может произойти с ней в жизни. Элиза ищет утешения в родной семье и не находит. Отец вспоминает, как он был прав, когда предлагал дочери выучиться на юриста, а та отказалась. А сестра, которая отучилась на ресторанного повара, предлагает поехать с ней  на новый заказ – готовить обеды в загородном доме для отдыхающих. Кухня отвлечет от грустных мыслей. Именно туда, в загородный дом, приезжает студия, занимающаяся современным танцем. Руководитель группы, узнав о том, что случилось с Элизой, предлагает ей тренироваться вместе с его танцовщиками. Постепенно девушка проникается желанием попробовать себя в новом направлении. Через несколько занятий хромота у нее проходит, да и боли в ноге она особо не чувствует. Врачи подтверждают, что есть улучшения, но балет для нее все еще под запретом на несколько лет. И тогда балерина решает полностью поменять свою судьбу. Начинает гастролировать по городам вместе с новыми друзьями. На одно из выступлений приходит отец и не может сдержать слез от того, как он сильно ошибался насчет дочери. Она действительно прирожденная танцовщица. В конце фильма звучит внутренний монолог героини, она вспоминает слова матери, которая наказывала принимать радостно все, что посылает жизнь. И с этого момента Элиза дает себе обещание радоваться жизни и поступать так, как она хочет. Перед счастливым человеком трудно устоять, и все подруги, которые раньше презрительно отзывались о ее новом увлечении, теперь поняли, что возвышать может не только балет, но и современный танец, если в него вдохнули жизнь.

Муки творчества

История, рассказанная в фильме «Шагни вперёд», полна перекличек с реальностью. Достаточно сказать о том, что главную героиню в фильме сыграла известная французская балерина Марион Барбо. Она тоже занималась балетом с детства, потом поступила в Школу танца Парижской оперы, проведя год в Парижской национальной высшей консерватории танца. Карьера ее развивалась стремительно. Через несколько лет девушку взяли в кордебалет Парижской оперы,
а затем назначили главной танцовщицей. Это последний подготовительный этап перед тем, как получить высший статус артиста балета французской оперы. Она участвовала во многих великих классических балетах, в таких как «Лебединое озеро», диптих «Иоланта/Щелкунчик».  Позже балерина открыла свою собственную компанию «Альт» с партнером по балету Симоном Ле Борне.

В 2022 году она дебютировала в кино в главной роли в фильме «Шагни вперёд» Седрика Клапиша. Режиссер не хотел идти по проторенной дорожке «Чёрного лебедя», где трагедия танцовщицы показана в полной мере. Ему нужно было дать творческому человеку альтернативу, выход из тупика. Чтобы это выглядело правдоподобно, а один из принципов режиссера – документализм, он и взял на главную роль Марион Барбо. Во время съемок он много советовался с экспертами, чтобы правдиво показать  факты из повседневной жизни балетной труппы. Видимо, поэтому фильм лишен флера таинственности жизни небожителей, к коим относят служителей Мельпомены. Элиза после выступления на сцене сидит на крыше театра в белой пачке и курит. Девушки из труппы подрабатывают моделями в фотоагентстве и т. д.

Каков же выход для балерины, которая не может танцевать в классических спектаклях?  Седрик Клапиш считает, что он кроется в современной хореографии. Чтобы это доказать, режиссер снова ничего не стал выдумывать, а обратился к известному хорео-
графу и режиссеру Хофешу Шехтеру. Тот охотно согласился поучаствовать в фильме в качестве актера и консультанта.

Балерине Марион Барбо понравился опыт, который ей пришлось пережить на съемочной площадке. Она положительно оценила свое погружение в мир современного танца, тем более что это был не первый ее опыт. Трио балерины, режиссера и хореографа сложилось за пару лет до этого. Седрик снимал спектакли во французской опере уже несколько лет. Марион Барбо поработала вместе с ним над балетом Хофеша Шехтера «Искусство не оглядываться назад». Вот там-то и зародилась идея создания фильма «Шагни вперёд».

Правда, Марион Барбо все же призналась в одном из интервью, что занятие современным танцем хоть и любопытно, но его можно сравнить с лагерем отдыха, поскольку  нагрузки, которые танцорам приходится выдерживать в балете, гораздо серьезнее.

Фоторепортаж