Как прошла «Ночь искусств» в Барнауле

08:20, 08 ноября 2022г, Культура 635


Как прошла «Ночь искусств» в Барнауле Фото №1
Как прошла «Ночь искусств» в Барнауле Фото №2
Как прошла «Ночь искусств» в Барнауле Миниатюра №3
Как прошла «Ночь искусств» в Барнауле Миниатюра №3

Фото Евгений НАЛИМОВ

В этом году Всероссийская акция «Ночь искусств» была посвящена теме «Наши традиции». В ее рамках в крае прошли десятки разнообразных мероприятий – в основном в дневное время.

Расскажем о том, что могли увидеть и услышать барнаульцы, отправившиеся за впечатлениями сквозь туман 4 ноября.

На чём сыграть «Калинку»?

В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, как всегда, продумали программу для всех возрастов, в нее вошли экскурсии, мастер-классы, лекции, киносеансы и игровые программы.

В интерьерах выставки музыкальных инструментов «Звучание души народной», которая работает до 27 ноября, известный мастер Александр Гнездилов проводил экспресс-уроки для желающих освоить клавишный вариант металлофона или авторскую версию колесной лиры. И пока девочка-подросток разучивала на самогудах народную песню «Как пошли наши подружки», ее мама играла на клавишных гуслях.

– Нужно зажать три клавиши через одну: до-ми-соль. И медиатор держите покрепче, – советовал Гнездилов. – Я сам эту конструкцию разработал, она легкая – всего 12 килограммов вместе с механикой и ножками, тут и один человек справляется. Погрузил в кофр на колесиках – и пошел.

Отвлекшись от гуслей, мастер и руководитель Центра многострунных инструментов народов Алтая показал нам «звоны» – как металлофон, только с клавишами. Рассказывает, что нашел инструмент в подвале, восстановил детали и еще придумал педаль, как на пианино, чтобы играть классику. Тут мы замечаем в витрине крошечный топшур длиной сантиметров десять.

– Он занесен в Книгу рекордов России. Просто стало интересно, какой самый маленький инструмент можно сделать, чтобы он звучал, – улыбается Гнездилов. – В качестве струн я использовал конский волос и сделал мягкий медиатор из тонкой пластмассы. Его можно настраивать – видите, там колки есть.

– Что, и играть можно?!

– Да, однажды музыковед Михаил Стюхин даже записал и транслировал по радио, как я исполнял на нем «Калинку»…

Материя памяти

А на встрече с реставратором игрушек Юлией Романовой можно было узнать о том, что и старенькая мягкая игрушка может значить очень много.

– Это обезьянка Жаконя 1960-х годов, и владельцы решили восстановить ее, – рассказывала мастерица разновозрастной публике. – Она была «травмирована» после встречи с домашним питомцем (собака отгрызла ухо), но выстояла как могла. Я нашла абсолютно идентичную ткань, сделала перетяжку мордочки и изготовила вот такие ушки. Кстати, цель реставрации – не просто восстановить игрушку, но и максимально сохранить оригинальные материалы.

Для самой Юлии все началось с медведя, доставшегося еще от прабабушки. Уже став взрослой, она заинтересовалась, как его можно восстановить, и углубилась в тему немецких мишек Тедди, профессионального мохера и подвижных крепежей. Какое-то время девушка сама шила таких мишек, а затем представился случай попробовать себя в реставрации.

– Я выставила фотографии своей работы в соцсетях и по откликам поняла, насколько это может быть важно для людей, ведь так мы сохраняем память нашей семьи! Я просто загорелась этой темой, – говорит Романова.

Одна из последних техник, освоенных мастерицей, – медведи-автоматоны, как она сама говорит, «прадедушки современных роботов». Внутри механизм, а снаружи – колесики, как у деревянных игрушек-каталок XIX века.

Нарисовать свою сказку

В Художественном музее можно было совместить науку и творчество, например прямо на лекции об иллюстрациях художника Алексея Дмитриева раскрасить свою собственную восточную сказку цветными карандашами.

– Мы пришли сюда с внуком, потому что искали детскую программу, – рассказала Татьяна Ивановна, бабушка пятилетнего Семёна, увлеченно раскрашивавшего восточный сюжет. – Я даже не ожидала от него такого энтузиазма. Может, есть талант? И от самого здания музея мы в восторге, думаю, что теперь будем часто сюда ходить. А лекция была великолепная, жаль, что мы не застали начало.

Рядом с Семёном свою сказку раскрашивала его ровесница Мирослава.

– Я стараюсь приобщать дочь к искусству, – объяснила мама девочки, Юлия. – Хорошо, что пока они тут рисуют, краем уха что-то важное слышат, может, это где-то откладывается…

Когда хочется солнца

Отца этого семейства мы застали на мастер-классе по пермогорской росписи, который проводила сотрудница музея Диана Баталова.

– Это одна из крестьянских росписей Северной Двины. Для нее характерен беленый фон, особый орнамент с бордюрчиками и ограниченная палитра: зеленый, красный, желтый и черный для обводки, – сообщила нам Диана Анатольевна, подготавливая краски.

– Обычно так расписывали прялки, сундуки, игрушки, посуду. Это северный край, людям хотелось солнца. В росписи преобладают растительные орнаменты, ягоды, птицы.

В соседнем зале старший научный сотрудник сектора «Традиционная русская культура» Вероника Бодрова и участники фольклорного ансамбля «Беловодье» проводили лекцию-концерт «Вольная душа казачества». Рассказывали о традициях станицы Верх-Алейской и редута Плоского, а также защиты Тулатинской.

– Здесь до самых недавних времен сохранялось редкостное мужское пение, – говорит Бодрова. – Еще в конце 1980-х годов я видела, как там пели представители нескольких поколений. Дело было дождливым летним днем, сенокос встал, и песни зазвучали по всему селу…

Фоторепортаж