В Барнауле в музтеатре прошел инклюзивный спектакль «Дюймовочка»

19:22, 25 ноября 2022г, Культура 842


В Барнауле в музтеатре прошел инклюзивный спектакль «Дюймовочка» Фото №1

В Барнауле на малой сцене Музыкального театра состоялась премьера спектакля «Дюймовочка» с участием особенных детей. Инклюзивный проект объединил профессиональных актеров и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Побороть страх

Малыши расположились у сцены. Часть спектакля про Дюймовочку смотрели из зала, но иногда и сами поднимались к декорациям. Для них это первая в жизни роль. Играли бабочек и жучков, были и ручейком, и небом.

Соня играть в театре согласилась сразу. Правда, танцевать на публике до сих пор стесняется, зато квакать – всегда пожалуйста. А Дуня порхала, как бабочка. В проекте она знакомилась с устройством театра, гримерками и костюмерной.

– Моя дочка обожает театр. Как только услышали про проект, то сразу написали организаторам. Это невероятная удача для нас – играть на одной сцене с настоящими актерами, – признается Елена Степанова, мама девочки.

Сначала Дуня испытывала страх. На первых репетициях отказывалась участвовать, просто смотрела. Громкий звук ее пугал. Организаторы разрешили маме присутствовать рядом, поддерживать малышку.

– Постепенно моя девочка поняла, что надо делать, привыкла, увлеклась и включилась в общее действие, – вспоминает Елена. – Несомненный плюс проекта в развитии ребят. Они знакомятся друг с другом, расширяют свой мир. А люди видят, что особенные дети тоже способны на эмоциональный отклик, могут быть ответственными.

Танец с кротом

Елена Коновалова с сыном Григорием играли в спектакле вместе. Женщина с большой книгой вышла на сцену и читала предысторию сказки. Это придало Грише уверенности и спокойствия – поддержка рядом.

Мальчику недавно исполнилось 18 лет. С виду он обычный подросток. Вот только при первом общении замечаешь, что у него нарушена речь, а биологический возраст заметно превосходит возраст психологический.

– Участие в проекте мы приняли совместно, потому что весь мир сын познает через меня. Ему надо время, чтобы осмотреться, привыкнуть и потом уже включиться, – рассказывает Елена. – Самая большая трудность для него – выйти из зоны комфорта. Новое место, люди, обстоятельства – все это Гришу пугает до депрессивных состояний.

По словам Елены, то, что происходило в проекте, ему сильно нравилось и в эти минуты он искренне был счастлив.

Творческая активность

Таким детям непросто общаться. Сложно влиться в коллектив, быть понятными и, главное, чувствовать себя при этом спокойно, уверенно. У многих из них задержка развития, аутизм. Казалось бы, о какой сцене может идти речь? Но, однажды сводив детей на спектакль в роли зрителей, родители особых ребятишек единодушно согласились – надо попробовать.

– У проекта есть предыстория. В марте-апреле этого года 100 подопечных организации «Белые вершины» посетили детские спектакли Музыкального театра. Ребята и их родители оставили восторженные отзывы, обсуждение длилось еще несколько дней. Поэтому возникла идея подарить малышам шанс влиться в профессиональный коллектив и проявить себя на сцене, – вспоминает Галина Шемберг, руководитель проекта «Театр безграничных возможностей».

Она рассказывает, что если сначала участники были немножко замкнутыми, даже боялись, то в конце уже начали обниматься, разговаривать, общаться. В спектакле было 17 детей с ограниченными возможностями здоровья (подопечные организации «Белые вершины»).

Галина считает, что творческая активность особенных деток способствует социальной адаптации. Однако не все родители могут финансово потянуть этот вид деятельности. А некоторые семьи до сих пор живут в изоляции и чувствуют себя в обществе некомфортно.

Поддержка – главное

Благодаря грантовой поддержке губернатора инклюзивный спектакль получился. Проект назвали «Театр безграничных возможностей». Впрочем, оно оправдалось – дети, которым сложно идти на контакт, сделали невозможное – спустя пару месяцев репетиций вышли на сцену перед полным зрительным залом.

Артистка Музыкального театра Тамара Вильгельм, она же Дюймовочка, признается, что еще никогда их репетиции не были такими душевными.

А Елизавета Мясникова, руководитель «Белых вершин», считает, что проект дал детям шанс развить творческие способности и укрепить отношения с родителями.

– Проделана действительно огромная работа. Каждую неделю наши подопечные ездили на репетиции, готовили костюмы и заучивали выход, движения танцев. Конечно, останавливаться на этом не планируем. У нас не сильно развит инклюзивный театр, но, надеюсь, это пока, – 
улыбается Елизавета.

Фото из личного архива «Белых вершин»

Новости партнеров
Фоторепортаж