Насколько сильно ударили санкции по искусству

20:00, 12 ноября 2022г, Культура 795


Насколько сильно ударили санкции по искусству Фото №1
Насколько сильно ударили санкции по искусству Фото №2
Насколько сильно ударили санкции по искусству Фото №3
Насколько сильно ударили санкции по искусству Фото №4
Насколько сильно ударили санкции по искусству Миниатюра №5
Насколько сильно ударили санкции по искусству Миниатюра №5
Насколько сильно ударили санкции по искусству Миниатюра №5
Насколько сильно ударили санкции по искусству Миниатюра №5

Фото Олег БОГДАНОВ

О дороговизне и проблемах импортозамещения на страницах «АП» мы говорили с аграриями и производственниками, медиками и айтишниками… Но во время командировки в Тюменцевский район – впервые, пожалуй, с людьми искусства. Тему «Сколько стоит музыка?» предложили поднять преподаватели местной ДШИ, в которой учится сегодня около 250 ребят.

Звучи, «Михаил Глинка»

В классах празднично пахнут свежим лаком новая мебель и инструменты, молодо и звонко звучит еще заводская настройка струн… Но, увы, не так много мажорных нот в рассказе директора Ольги Черных об упущенных возможностях. Напомним, как и другие ДШИ региона, Тюменцевская подала заявку на участие в проекте «Культурная среда» нацпроекта «Культура» еще в 2018 году, однако пандемия все поставила на стоп. К поиску поставщиков приступили ближе к весне 2022-го, то есть когда уже началась СВО на Украине и события геополитического толка привели к шквальному росту цен.

Не обошел он и культуру. Из-за резкого подорожания многие прежние мечты педагогам пришлось пересмотреть, переориентироваться на отечественного производителя, ведь изначально заявленная сумма, 4 миллиона 800 тысяч рублей, осталась прежней. Плюс поджимали сроки контракта на поставку, что добавляло беспокойства – он заканчивался 15 октября. Педагоги успели впритык и теперь уже могут говорить о пережитом с улыбкой.

– Очень сильно выросла стоимость инструментов, на отдельные позиции – в два раза, а в среднем рост составил 100 тысяч по каждой, – подтверждает Ольга Вячеславовна. – Мы постарались не обидеть ни одно из отделений, но список все же пришлось сократить, выбрать приоритеты. Так, отложили, к большому сожалению, до лучших времен наши планы на приобретение комплекта духовых. Они традиционно производятся в США, Италии, других недружественных нам странах. Есть, конечно, китайские, но духовики-профессионалы не рекомендуют их из-за низкого качества звучания. В нынешней ситуации мы очень рады недавнему подарку – фортепиано «Михаил Глинка» российского производства, марки, известной своим «рояльным» звучанием. Сейчас такая покупка обошлась бы в три миллиона, не меньше…

«Дорого, да мило»

– Вы не представляете, как мы переживали, перекраивая список снова и снова, хотели, чтобы как можно больше приобретений от изначально намеченных в него вошло. И теперь, с одной стороны, сожалеем, что не все наши мечтания реализованы, с другой – радуемся тому, что благодаря кропотливой работе с поставщиками удалось найти приемлемые позиции среди отечественных взамен подрожавших импортных, – коллеги Черных где-то даже слишком эмоциональны. Но понять преподавателей ДШИ легко: дети, искусство – это вся их жизнь.

К примеру, вместо планируемых 200 кресел для зрительного зала смогли купить лишь 165 (в секционном исполнении, иркутского производства), затратив на них в нынешних ценах миллион рублей. Со дня основания – а школе уже более 60 лет – здесь не припомнят такого приобретения. Прежние кресла, к слову, ей достались уже сильно неновыми – в дар от шефов.

Любая новинка включает синергетику. Для ДШИ она в том, что перед монтажом новых кресел местная администрация помогла с ремонтом зрительного зала. И получился подарок всему району – сейчас это основная концертная площадка для сельчан. К слову, в лице районной власти Тюменцевская ДШИ обрела надежных помощников. Много раз на селе доводилось слышать истории об «остаточном» месте культуры в бюджете. Но здесь средства изыскивают и за один только этот год успели заменить систему отопления, создать современный интерьер холлов.

Преподаватель сольфеджио и иных теоретических дисциплин Наталья Несынова, демонстрируя возможности новой интерактивной доски, рассказывает, что с ее появлением интерес детей к музыке серьезно вырос:

– Раньше мне на пальцах все приходилось объяснять ученикам, а сейчас – пожалуйста. Заходи в опции, выбирай нужное. Вот структура симфонического оркестра, вот альтерация мажорных и минорных тональностей…

К слову, набор такого медиаоборудования раньше стоил 200 тысяч рублей, теперь – 323 тысячи плюс 10 тысяч – каждый учебный диск.

Банальный стул художника томского производства стоит сегодня около 15 тысяч. Дорого, конечно, даже для натурального дерева. Класс педагога изо Алексея Шакули пополнился целым комплектом – мебелью, мольбертами, муфельной электропечью для обжига керамики.

Контрабас с маркой «Сделано в Санкт-Петербурге» с 200 тысяч подорожал до 290. Классическая гитара-шестриструнка – с 80 до 170, малая домра, «родной» инструмент Ольги Черных, – с 60 до 288 тысяч…

Отражение

И зеркала, конечно, – то, без чего не может существовать хореография. На уроке в классе преподавателя Галины Рогатиной – ученицы 2–3-х классов. Она наглядно демонстрирует, как работает новая зеркальная система.

Ребенок видит себя в полный рост и свои ошибки в технике исполнения. Поверхность стекла абсолютно ровная, что позволяет избежать аберраций, искажений, уместных, пожалуй, в комнате смеха, но недопустимых в классике танца.

Появление таких зеркал в ДШИ – отдельная история. Переговоры вели с Барнаульской зеркальной фабрикой – мастера, узнав, что это нужно детям,  согласились выполнить заказ быстро и недорого, по фиксированным, еще 2021 года, ценам, под гарантийное письмо тюменцевцев. А когда зеркала были готовы, стали думать, как доставить из Барнаула хрупкий груз.

Нашли местного ИП–перевозчика с подходящей открытой «газелью», но встал вопрос надежности фиксации зеркальных листов. Помог другой предприниматель, занимающийся деревообработкой. Столяры изготовили короб под заданные размеры, с ним Черных и отправилась в Барнаул. Когда стали укладывать в деревянный корпус стеклянный груз, появилось опасение, что слоя бумажной упаковки маловато. Решение нашли простое: на фабричном складе каждый лист дополнительно перекладывали бумажными «подушками».

– И все равно сердце обрывалось и у меня, и у водителя на каждой кочке по дороге из Барнаула в Тюменцево, – вспоминает Ольга Вячеславовна. – Довезли, распаковали, выдохнули. Слава богу, ни царапинки.

К слову, зеркала оказались самым демократичным приобретением – обшивка зала хореографии обошлась в 50 тысяч рублей.

А пока оттачивали свои арпеджио будущие Мацуевы и Цыганковы, я успела позавидовать им, нынешним мальчикам и девочкам. За мое обучение на фортепианном отделении родители платили когда-то 23 рубля в месяц, сумма внушительная с учетом средних зарплат в СССР. Сейчас лепта сельских родителей – 400 рублей, вполне символическая. На эти деньги организовываются концертные выезды, закупаются ткани, шьются костюмы.

И еще одно удивление. Помнится, дают тебе задание на дом отработать до завтра сложный пассаж в этюде Черни для левой руки, и ты сидишь и отрабатываешь два часа или три, пока соседи не сойдут с ума. У нынешних детей на домашние репетиции просто нет времени.

– Технику исполнителя никто не отменял, но у ребят высока нагрузка в общеобразовательной школе, представьте: семь уроков начиная с восьми утра плюс внеурочка, а после обеда они в ДШИ бегут. Когда им в таких условиях дома гаммы разыгрывать, если вечером еще и уроки надо делать? Понятно, что многие занимаются, как говорят, для общего развития. Но наши ученики в любом случае становятся людьми развитыми, гармоничными, а кто-то из них в скором будущем выйдет на большую сцену. Любим их, надеемся и верим, что наши старания не напрасны.

Фоторепортаж