Победитель регионально конкурса «Луший шеф-наставник» рассказала о своей работе

19:24, 06 сентября 2022г, Медицина 605


Победитель регионально конкурса «Луший шеф-наставник» рассказала о своей работе Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

«У меня был хороший наставник» – с такой примерно истории начинается карьера каждого успешного специалиста. Состоялись в профессии те, кого учила секретам мастерства Любовь Миллер (на снимке). Она полвека без малого отработала в одной больнице, а в этом году победила в региональном конкурсе «Лучший шеф-наставник».

Как рождаются династии

«Держит жизнь в руках Алёнка в форме нового ребёнка» – так трогательно подписан чудесный снимок времен 90-х, на котором – медсестра Алёна Екшибарова, один из первых подшефных Любови Михайловны. Вот она на конференции рядом с президентом ассоциации российских медсестёр Валентиной Саркисовой, а вот – с молодыми коллегами на празднике посвящения в профессию. Еще юные Елена Аржаникова и Светлана Селиванова сейчас уже и сами наставники.

Пухлый фотоальбом хранит лица и имена многих из тех, кого замечательная женщина вырастила, воспитала, выпестовала как специалистов в больнице, ныне БСМП № 2, в недавнем прошлом – краевой клинической больнице № 11 Барнаула. А когда в марте 1973 года пришла сюда на работу молоденькая сестричка Люба Миллер – медсанчасти моторного завода, «моторщиках».

Еще ребенком она знала, что будет медиком. Ее мама, Антонина Ивановна, работала санитаркой в маленькой, на 20 коек, сельской больничке села Велижанка (Панкрушихинский район), девочка лечила всех кукол и котов в округе, а однажды спасла маму, когда у той случился гипертонический криз. Она сидела рядом с ней в затемненной комнате, меняла компрессы, держала руку больной. И уже тогда понимала, что все в ее жизни – не только имя – от слова «любить».

После школы у девушки была неудачная попытка поступить в мединститут – конкурс был слишком высок… Она уехала в Алма-Ату к родным, там отучилась в Республиканском медучилище Казминздрава и на Алтай вернулась в начале 70-х вслед за мужем, еще не зная, что с нее начинается медицинская династия. Врачи – ее сын, сноха, племянница. Студентка АГМУ – внучка, известная в России легкоатлетка Полина Миллер.

Прямая зависимость

Тема кадрового дефицита – притча во языцех. Но стоит, пожалуй, подумать вот о чем. Насколько хуже была бы ситуация без института шефства – наставничества? Если не было бы людей, что передают по цепочке поколений его традиции, что открывают для вчерашних студентов профессию во всех ее тонкостях…

Аскалонов, Боталова, Вольф, Коломиец – с этими корифеями «моторщиков» довелось работать нашей героине. И ни один из них не прервал преемственности шефства. Почему ему уделяли так много внимания?

Текучка в отрасли объяснима. Люди уходили и уходят туда, где работать легче и платят больше. Но вопрос качества наставничества, готовности опекать новичков в сложившихся медицинских коллективах – это прежде всего вопрос приживаемости молодежи в конкретном медицинском учреждении. Зависимость тут – прямая.

Миллер говорит об этом со знанием дела. Ведь и она сама, до последнего времени специалист по работе со средним медперсоналом (в августе Любовь Михайловна приняла решение уйти на пенсию), и ее коллеги как раз занимались тем, что растили молодежь.

«Это всегда была очень серьезная работа. Подписывались соглашения с молодыми специалистами, составлялись планы, в наставники назначались опытные медики по конкретной специализации. У меня, к примеру, под присмотром были палатные сестры. Каждое утро до рапорта мы успевали со всеми переговорить. Много лет сотрудничая с базовым медколледжем, я убедилась, что, кроме старшей сестры, которая работает с новичками,  за каждым персонально должен быть закреплен шеф-наставник. Профессиональная мама, которая всегда рядом, всегда объяснит, поможет. Ведь наша профессия состоит из «мелочей», которым можно научиться только на практике. Как помогать роженице во время родов, чтобы она не разорвалась, как правильно обрабатывать руки и инъекционное поле… Это важно, если за день в процедурном кабинете надо сделать 150 инъекций или поставить 70 систем в отделении».

В зеркале времени

Собеседница не идеализирует прежние времена и все же подчеркивает: идеология, дисциплина серьезно способствовали росту профмастерства. Новобранцы среднего медицинского звена, все сплошь комсомольцы, старались избегать всего, что порицаемо в профессиональной среде. Хотя и тогда всякое бывало… Любовь Михайловна до сих пор помнит девицу – кандидатку на отчисление из медучилища, которая, чтобы сдать дневник якобы отработанной в больнице практики, подделала подписи и старшей медсестры, и самой Миллер, ее куратора.

Последние два ковидных года, когда ребят учили дистанционно, сложно дались в смысле кадрового пополнения. Опытные медсестры жалуются на новичков: «Они уколы ставить не умеют!» Ничего, со временем вместе осваивают и эту науку.

– Любовь Михайловна, о взрослых людях вы как о детях говорите….

– Конечно, они для меня дети, двадцатилетние девочки и мальчики. Одно поколение не похоже на другое, но ребятишки – это зеркало своего времени, своей среды. Бывает, беседуешь с кем-то – золотой ребенок, а в работе – полный пофигист. А мы помним: плохих нет, с каждым надо работать, учить азам не только специальности, но и жизни. И каждому нужен направляющий, старшина, куратор. Тогда, глядишь, и отток кадров из отрасли прекратится, и о дефиците медиков можно будет забыть.

Фоторепортаж