Почему комедия «Тенор» скрывает в себе глубокую тонкую драму

15:18, 06 ноября 2022г, Культура 1576


Почему комедия «Тенор» скрывает в себе глубокую тонкую драму Фото №1

Кто и как маркирует французские фильмы? Нет ответа на этот вопрос, и за ранжиром «комедия» может оказаться глубокая тонкая драма. Так случилось с фильмом «Тенор», вышедшим в 2022 году, доступном на «Кинопоиске».

Каждому – своё?

Двухчасовая история от Клода Зиди-младшего – о том, как молодой талантливый парень мечется между призванием и долгом перед семьей – анонсирована как жанр комедии. Она заставляет зрителя сопереживать, загадывать, чем же все закончится, вспоминать собственное несостоявшееся прошлое, музыкальное, спортивное, литературное (ведь у каждого из нас есть преданные мечты)… Все что угодно – только не смеяться.

Сюжет – каких множество уже было в кинематографе на эту тему. Главный герой Антуан – парень из «арабского района» Парижа. Он учится на экономическом факультете, подрабатывает доставкой суши, не пропускает ни одного парижского реп-баттла – словом, живет довольно предсказуемо, как тысячи других его ровесников.

Его опекает и всюду защищает, фактически заменяя родителей, старший брат. Мать у этих парней есть, но виртуальная, в фильме мы видим ее лишь дважды, мельком, по скайпу. Дидье (актер Гийом Дюэме) – боксер, зарабатывает нелегальными боями. Он отказался от собственных притязаний и возможностей, рискуя жизнью каждый раз, когда выходит на ринг – ради возможностей для младшего брата.

Наверное, под крылом Дидье Антуан со временем превратился бы в средней руки клерка со всем положенным набором социальных «плюшек» – небольшой квартирки, подержанного авто, жены, любовницы, неспешного карьерного роста. Но однажды… он открывает в себе талант оперного певца.

Приезжает с заказом суши-сета в оперный театр (в кадре – один из самых красивых в мире, Парижский Дворец Гарнье) и попадает на занятия студентов вокальной академии. Они учатся работать диафрагмой, прогревать связки, распеваться и, конечно же, дышать, ибо это главное для вокалиста. 

Будущая дива, красавица Жозефина (актриса Мари Оппер), легко и спокойно взяла ля второй октавы – Антуан улетел в нирвану. С горних высот разносчика суши вернул Максим (его сыграл оперный певец Луи де Лавинье), честолюбивый тенор, уверенный, что весь мир со временем окажется у его ног. В общем-то, необидное напоминание про то, что «каждому – свое», заставило вспыльчивого парня вспомнить, что существует два мира – небожителей и обслуги. Нанося ответный удар, он демонстрирует свой богатый от природы голос. Его случайно услышала преподаватель вокала мадам Лоизи (Мишель Ларок). Немыслимыми усилиями, в обход многих правил, она добивается для талантливого парня места в академии.

На перепутье

Исполнитель главной роли – известный в Европе рэпер MB14, от первых букв его имени Мохамед Белхир, а 14 – просто число, которое он считает счастливым для себя. В реальной жизни актер – один из сильнейших игроков Grand Beatbox Battle, а с киношной его роднит… диагноз. У актера – синестезия. Это не болезнь даже, а скорее редкое качество, когда нейронная сеть человека посылает органам восприятия самые необычные сигналы. И тогда музыку, например, человек может воспринимать в виде цветовых бликов, геометрических фигур или даже чувствовать ее вкус и запах.

Вероятно, что-то подобное происходит и с оперными певцами, когда своим запредельным сопрано или нежнейшей бархоткой тенора они касаются глубинных и дремлющих струн души человеческой.

Будь моя воля, я бы назвала этот фильм «Талант». Талант – всегда вериги, благословение господне, но и повышенные обязательства перед жизнью.

Соглашаясь обучаться оперному мастерству, Антуан еще не понимает, что попадает в ловушку. С одной стороны, ему, самоучке, нельзя проиграть этот баттл между двумя мирами – тем, в котором живет он, и «пентхаусом», золотой молодежью Парижа. С другой – с головой нырнув в мир прекрасной музыки, он становится чужим для семьи, рассорившись с братьями и старинной подружкой Самией. На этом перепутье только мадам Лоизи искренне поддерживает и переживает за своего ученика.

Но это было бы очень просто – снять фильм о том, кто как поет. Людей с хорошими, от природы поставленными голосами не так уж мало, если судить по огромному количеству вокальных шоу типа «Голос», «Как стать звездой» или «Минута славы». Или о том, повезет или нет – ведь подавляющее большинство начинающих артистов дальше этого, презентационного уровня так и не поднимаются.

Куда сложнее, чем просто петь – оставаться самим собой, в рамках, предопределенных жизнью. Если ты разносчик суши, снимаешь самое дешевое жилье, а по вечерам, наскоро перекусив подгоревшей пиццей, тусишь с темнокожими братьями, одетыми в кожзам и джинсы из секонд-хенда, то даже не смей думать, что сможешь найти свое место в ином мире.

Да, шансы есть при наличии таланта у «пацанчика с раена». Но их гораздо больше у тех, кто родился в фамильном замке с золотой ложкой во рту. И более того, если все в этой жизни достается человеку по праву рождения, то зачем ему талант?

Взлетай!

Момент принятия самого себя – это высокая драма, комедией тут и не пахнет! Можно врать, скрывать от друзей и близких, что тайком по вечерам поешь оперу, но сколько веревочке ни виться… Человеку невозможно без семьи, без ее поддержки.

У самоучки Антуана хватает мужества сделать свой выбор. Он отказывается от карьеры финансиста, а близкие, в свою очередь, отворачиваются от него.

Музыка, как и стихи, просто случается однажды с человеком, и все остальное с тех пор кажется уже неважным. Он больше не разносчик суши. Вот это «однажды» должно, наверное, стрястись в судьбе каждого человека. Иначе не узнать, кто ты, на что способен. Можно ведь всю жизнь разносить еду и пройти в итоге мимо себя.

А когда пелена спадает с глаз, выясняется, что выбранный тобой мир не так уж чопорен и совсем не холоден. Оказывается, у мадам Лоизи, строгой преподавательницы – рак, она медленно умирает. Но на окраине своей жизни женщина успевает расстелить красную дорожку на сцену для лучшего своего ученика, Антуана. Максим, тот самый напыщенный карьерист, оказывается не только конкурентом, но и надежным другом. К слову, в фильме снялся еще один профессиональный оперный певец, 58-летний Роберто Аланья.

А родные, считавшие себя чужими в мире прекрасного – они возвращаются. Приходят к «блудному сыну» в самый ответственный для него момент, когда мэтры лучших оперных трупп мира приезжают в академию для отбора. И любимый брат, и Самия, и вся его семья. Они теперь рядом. Антуан готов. И сцена ему больше не «жмет», и голос взлетает…

Фоторепортаж