Рубцовскому музею, посвященному истории локомотивного депо, исполняется полвека

19:25, 04 августа 2022г, Культура 1236


Рубцовскому музею, посвященному истории локомотивного депо, исполняется полвека Фото №1
Рубцовскому музею, посвященному истории локомотивного депо, исполняется полвека Фото №2
Рубцовскому музею, посвященному истории локомотивного депо, исполняется полвека Миниатюра №3
Рубцовскому музею, посвященному истории локомотивного депо, исполняется полвека Миниатюра №3

Железнодорожному музею в Рубцовске исполняется 50 лет.

Путь через годы

В Рубцовске есть музей, посвященный истории локомотивного депо. Каждый сантиметр небольшого помещения – страница истории. На стенах весь путь депо по пятилеткам. Множество фотографий, рисунков, картин.

Основателями музея считают техника Бориса Портянкина и машиниста Валентина Водолазского. Первый, помимо того что являлся грамотным специалистом, был еще и неплохим художником. На картинах изображал то, что было ему так дорого: жизнь железной дороги и исторические вехи страны. А второй увлекался фотографией, делал снимки коллег, запечатлевал рабочие будни. Когда всего этого стало много, в 1972 году решили сделать что-то вроде музея, начали собирать документы, предметы.

Поначалу экспонаты размещались то в одной галерее депо, то в другой, да еще и высоко. Чтобы разглядеть их, железнодорожникам, идущим на работу, приходилось задирать головы. Но все равно было интересно увидеть знакомые лица на фото.

В конце 1990-х руководство выделило помещение под музей. Он, как и прежде, работает на общественных началах. Пополнение фондов происходит за счет того, что дарят семьи железнодорожников.

Дед на фото

При всей своей скромности музей интересен рубцовчанам. Школьники приходят на групповые экскурсии, заглядывают коллеги-музейщики, ветераны предприятия. Смотритель Евгений Савин, в прошлом машинист, всех встречает радушно. И не важно, десять человек пришло или двое, все равно проведет экскурсию, ответит на вопросы, а то и подискутирует. Когда три года назад принимал первую группу школьников, переживал:

– Я ведь думал, что они все сейчас в этих своих гаджетах сидят. Стал рассказывать – вижу, им действительно интересно. Кто-то увидел на фотографии деда, другие не отходили от макета тепловоза. Вопросами забросали. Я рад, что наши рубцовские ребятишки любопытные, внимательные и думающие.

Вагончик тронется

В этом году 30 октября исполнится 110 лет, как со станции Рубцовка в Семипалатинск отправился первый поезд из 20 вагонов. Вел его машинист Гусев.

До 1958 года составы тянули локомотивы на паровой тяге и депо, соответственно, называлось паровозным. Средняя скорость составляла 25–30 км/ч, и до Барнаула поезд плелся 8–10 часов. По пути его еще надо было дополнительно снабжать водой и углем.

– И кстати, кидал его в топку вовсе не кочегар, как принято считать, а помощник машиниста. Кочегар лишь был на подхвате, – замечает Евгений Михайлович.

Затем на смену пришли тепловозы. Теперь и вовсе электровозы задействованы. Но вот что подмечает машинист со стажем:

– Паровоз – самая простая вещь. Пробили дырку в котле – ее можно заделать и следовать дальше. Тепловоз – более автономная единица. А электровоз и вовсе утюг: электричество отключилось – и встал.

«Шарманка» в дорогу

Среди экспонатов – модели паровоза и тепловоза. Первый выполнен руками умельцев из местных колоний. Им дали подробное описание машин, и в итоге исполнение не вызвало никаких нареканий. Тепловоз изготовили учащиеся железнодорожного училища.

Обращает внимание предмет под названием «шарманка». Что-то он не похож на музыкальный инструмент. И вправду, у ящика другое предназначение. Он своего рода кейс первой половины XX века. Машинист, отправляясь в дальнюю дорогу, клал в него немного провизии и самые необходимые вещи.

В огромном переплете – стенгазеты и плакаты, бичующие пороки и разгильдяйство. Каждый провинившийся припечатан пофамильно.

Целыми семьями

В локомотивном депо (сейчас путевые мастерские) трудились и трудятся целые династии. Например, сам Евгений Савин – потомственный железнодорожник, до пенсии проработавший машинистом. Его отец, Михаил Сергеевич, фронтовик, а в мирное время – машинист паровоза. Мама, Ксения Семёновна, и жена, Надежда Демьяновна, были сотрудницами химлаборатории: проводили анализ воды, масла, солярки. Сын Константин продолжил династию и работает в Управлении Западно-Сибирской железной дороги в руководящей должности. Среди работников депо десятки орденоносцев.

7 августа железнодорожники отметят свой профессиональный праздник. Слова поздравлений прозвучат в адрес настоящих тружеников, а не выдуманных киношниками суперменов.

Фото автора

Фоторепортаж