Презентация фильма «Я и кино» состоялась в Барнауле

07:45, 17 мая 2022г, Культура 1074


Презентация фильма «Я и кино» состоялась в Барнауле Фото №1
Презентация фильма «Я и кино» состоялась в Барнауле Фото №2
Презентация фильма «Я и кино» состоялась в Барнауле Фото №3
Презентация фильма «Я и кино» состоялась в Барнауле Миниатюра №4
Презентация фильма «Я и кино» состоялась в Барнауле Миниатюра №4
Презентация фильма «Я и кино» состоялась в Барнауле Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Барнауле показали документальный фильм «Я и кино» – презентация с участием режиссера Татьяны Мирошник состоялась в рамках XXII краевого фестиваля юных журналистов «Свой голос».

Впрочем, гостями барнаульской премьеры стали педагоги: фильм непрост для восприятия, слишком насыщен информацией, фактами и интервью, так что показывают его в основном взрослым. После демонстрации Татьяна ответила на вопросы зрителей, которых интересовали как идейные моменты, так и сугубо практические: где искать хорошие картины для детей (желательно иметь список!), нужно ли как-то специально обучать их смотреть кино и стоит ли оберегать от фильмов-потрясений.

Эксперимент на подростках

На Алтае Татьяну Мирошник знают не только как соавтора трилогии «Частное пионерское», но и как режиссера трогательной документальной ленты «Артековский закал», материалы для которой она собирала в том числе в нашем регионе: именно сюда была эвакуирована самая долгая артековская смена, выпавшая на первые дни Великой Отечественной войны.

– Я даже не знаю, какой это по счету документальный фильм у меня. Седьмой? Девятый? Но «Я и кино» – мой первый фильм-исследование и фильм-эксперимент, –  рассказала «АП» Татьяна Владимировна.

По ее словам, такой проект она вынашивала давно, поскольку, работая в кино, понимала, что оно обладает магической силой воздействия. Но чем можно измерить это влияние? 

Для ответа на этот вопрос в 2021 году она опросила более 200 детей со всей страны от Владивостока до Краснодара. А еще решилась на тренинг-эксперимент: вместе с  клиническим психологом и кинотерапевтом Еленой Генераловой отобрала 16 московских детей, которым в течение трех месяцев каждую неделю показывали художественный фильм, посвященный какой-нибудь психологической проблеме. До и после тренинга провели диагностику, чтобы отследить, как изменились психологические показатели подростков после такого киномарафона.

В итоге, по словам Мирошник, примерно в 50-минутный фильм «Я и кино» вошла от силы пятнадцатая часть всего отснятого материала, а это около полусотни проинтервьюированных подростков и восемь экспертов – режиссеров, известных кинокритиков и психологов. Остальное должно быть опубликовано в виде книги, которая уже сверстана, но существует пока в электронном формате.

Фильмы и озарения

«Я смотрю все, что попадется на глаза. Неважно, что ты смотришь, важно сколько. Мне кажется, с количеством приходит какой-то опыт», – говорит подросток. Ему вторит девочка: «Тебе не обязательно принадлежать к сливкам общества, чтобы наслаждаться кино, и мне кажется, это самое главное в нем». Дети уверены, что люди смотрят кино ради эмоций, но иногда оно помогает ответить на насущные жизненные вопросы и даже найти свой путь. «Я не сижу в кинотеатре перед экраном, я прямо там, внутри фильма. Очень круто, когда кино позволяет такое», – считает еще один мальчик.

Фильм начинается с серии детских мнений, потом слово экспертам, которые  считают, что российской школе необходимо хотя бы минимальное кинообразование, а нашим детям всерьез не хватает насмотренности. А затем начинается тот самый психологический киномарафон.

Вот что говорит о его результатах Елена Генералова:

«Тестирования до и после программы показали, что дети меньше пользуются стратегией избегания и имеют смелость, храбрость встречаться со своими страхами лицом к лицу. На первый план вышли свобода со способностью рисковать ответственно и мужество, как компетенция, которая требуется, чтобы переживать неудачи. Ребята отмечали, что в период ошибок и неудач быстрее восстанавливаются, что ошибка – это просто путь к цели, который стал чуть длиннее».

Сами подростки говорят, что благодаря фильмам и их обсуждению в группе научились справляться со страхами, наладили важные для них отношения и, конечно, стали более искушенными в искусстве кино.

«У меня было озарение: до этого я считала, что есть какие-то рамки, что я слабовольная – и все, это предел. Но оказалось, если изменить мысли, то реально все меняется! И надо работать с головой в первую очередь!» – призналась одна из юных участниц тренинга

Самостоятельный разбор

Проект «Я и кино» не ограничился сотнями интервью и большим психологическим экспериментом. Татьяна Мирошник запустила онлайн-ресурс «Кинорецензии от юных зрителей» (detfilm.ru), на котором каждую неделю вместе с русскоязычными подростками из разных стран в возрасте от 11 до 18 лет смотрит и обсуждает новое кино, снятое специально для них. А затем они самостоятельно пишут отзывы – анализируют темы, сюжет, конфликт, образы и поступки героев. Каждый месяц новая группа детей разбирает новый фильм. 

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж