Русская Шамбала: у Белой и Синей воды

14:50, 05 ноября 2022г, Общество 818


Русская Шамбала: у Белой и Синей воды Фото №1
Русская Шамбала: у Белой и Синей воды Фото №2
Русская Шамбала: у Белой и Синей воды Фото №3
Русская Шамбала: у Белой и Синей воды Миниатюра №4
Русская Шамбала: у Белой и Синей воды Миниатюра №4
Русская Шамбала: у Белой и Синей воды Миниатюра №4

Последние два километра пути по узкому горному ущелью перед тем, как попасть в село Усть-Кокса. Крайнее испытание для путешественников – перевал Громотуха. Мужчина в машине, увидев высокий обрыв, кричит: «Гляньте!» – женщины начинают закрывать глаза и ахать, а дети молниеносно припадают к окнам.

Бурлящая речка

Успешно минуем крутейший поворот. Спускаемся к шумной горной речке. Громотуха (Куркуре) в переводе с алтайского языка означает «бурлящая речка». По алтайскому обычаю на перевалах повязаны разноцветные ленты в дань уважения духам Алтая и на удачу. Такой обряд называется «кыйра буулар».

Уже перед самым селом стоит памятник пограничникам – Усть-Коксинский район непосредственно граничит с Казахстаном. У жителей района особым почетом пользуется пограничное воинское братство. Недавно команда из 6 человек, среди которых пограничники в запасе, казаки, сотрудники районного Дома творчества и досуга, отправилась в Краснодарский край с концертной программой «Во славу русского солдата», чтобы поддержать раненых бойцов СВО в госпиталях. Общественность активно поддержала их инициативу. А предприниматели и муниципалитет помогли финансово.

Шоу туманов и тройные радуги

Широкие светлые ситцы

рассвет над долиной пронес.

Здесь Марфа могла бы родиться

и мог бы явиться Христос…

Но вот расступилось узкое ущелье и на высоте тысяча метров раскрылась она – Уймонская долина, место невероятной красоты синих гор, белых рек и уникальных людей, неповторимого переплетения самых различных культур и верований.

Это сердце Усть-Коксинского района Республики Алтай. Она раскинулась между двумя горными хребтами: Теректинским и высокогорным Катунским, напоминает собой чашу. Как мне иногда хочется оказаться в ней первый раз, чтобы снова удивиться разноцветным горам на восходе и закате, фееричному шоу туманов и облаков летом, снегу в мае и конце сентября, тройным радугам!

Рядом с дорогой радует глаз синяя лента реки, которая протягивается вдоль всего села, а после сливается с главной водной артерией республики – рекой Катунью. Усть-Кокса, «Кӧк-Суу Оозы» в переводе с алтайского – «синяя вода». До сих пор множество дорожных указателей сохранили двуязычие с уважением к двум основным народностям, населяющим республику и район в частности: русским и алтайцам.

Алтайцы – коренные жители, по одной из версий, являются прародителями всех тюрков, колыбелью тюркского мира и живут на этих землях с незапамятных времен. А когда и при каких обстоятельствах здесь оказались первые русские?

В XVII веке произошла церковная реформа Никона, которая разделила жизнь верующих во Христа людей на до и после. Христиане, живущие в центральной европейской части Российской империи, желая сохранить свою веру без изменений, бежали за Уральские горы, подальше в Сибирь. Они мечтали найти волшебный край Беловодье.

Среди староверов легенда о заповедной стране, где нет Антихриста,  нет ни боли, ни печали, где свободно можно молиться, всегда была животрепещущей. Многие пускались на поиски. А вообще сказки, легенды с похожим сюжетом встречаются во многих странах мира. Беловодье, Ирий, Шамбала – имен много, а суть одна.

В самом подножии долины, как врата, располагается райцентр – село Усть-Кокса. По будням жизнь кипит, приезжают люди из других сел и деревень, но, даже когда (по местным меркам) в центре Усть-Коксы много людей, это не создает диссонанса. Все друг друга знают: родственники, друзья, знакомые. С каждым вторым есть что обсудить при встрече.

Спустившись с крылечка здания, где работает наша дружная редакция газеты «Уймонский вестник», через полминуты встречаю свою классную руководительницу Надежду Николаевну Сухотерину. Школу я окончила в 2011 году, но при встрече мы на протяжении многих лет всегда обнимаемся, делимся новостями: она о школе, а я обо всем остальном. Надежда Николаевна – легендарная, яркая личность. В свои 72 года она энергична и напориста. С чем или кем ее можно сравнить, чтобы лучше понять? Наверное, с ледоколом. В селе ее знают как человека, который лично говорил с президентом РФ Владимиром Путиным. Преград для Надежды Николаевны не существует!

Труд и молитва

Площадь Мира – так называется центр села. Дом творчества и досуга, детская школа искусств, администрация, банк, белокаменная часовня, которую уже скоро должны достроить, Мемориал Славы и фонтан – таков облик площади Мира. Проходя мимо последнего, я подошла к бабушке-алтайке, которая отдыхала на скамейке. Она небольшого роста, в меховой шапке, с повязанным поверх платком, куртке, длинной юбке и называемых по-народному «карематных» сапогах. Такие сапоги завоевали народную любовь жителей всех возрастов за их легкость: летом – за водонепроницаемость, зимой с шерстяным чулком – за теплоту; в быту такая обувь незаменима.

Как выяснилось, тетя Галя Телёсова (так по-семейному представилась) приехала на рейсовом автобусе с внуком из деревни Кастахта Усть-Коксинского сельского поселения. Позаботившись о внуке (он учится 
в местном техникуме отраслевых технологий и еще не совсем подружился с одногруппниками), она стала не спеша совершать покупки, а на скамейку присела отдохнуть.

– У нас в деревне один магазин, всего там не купишь. Зима приходит, одежки надо взять. Ноги устают бегать по магазинам, я ведь уже старенькая, 82 года. Приехала из-за внука, переживаю: хочет бросить учебу, а я настаиваю на обратном. Он рос без мамы, как могу помогаю ему.

– А много ли в Кастахте русских и какие у вас с ними отношения?

– Русских в дерене больше. Я не помню, чтобы у нас было какое-то разделение, мы так давно живем рука об руку, что не замечаем какой-либо значимой разницы между нами.

Отошла немного от площади, метров 30, и тут кони и коровы на дорогах. Гривы и хвосты – в колючках и репейнике. Эдакое наслоение сельского образа жизни крестьян и современного (хороший асфальт, поток машин). Когда в деревне скот возвращается с выпаса по дорогам домой – это ни у кого не вызывает вопросов. А когда средь бела дня кони гуляют по главной проезжей части, многие недовольны. Зато там, где стоит дорожный знак «20», действительно, быстрее 20 км/ч не сможешь проехать.

А вот магазин «Дом мёда». Владелец – коренастый мужчина с длинной бородой,  Василий Михайлович Суртаев. А еще он продавец и пасечник. А еще – настоятель старообрядческого сельского прихода. Успешно совмещает бизнес и духовную работу.

– Главные два направления старообрядцев (беспоповцев) – это труд и молитва. Ежедневно я тружусь на пасеке и этим зарабатываю на жизнь. Род Бочкарёвых (по моей матери) одним из первых переселился на Алтай в 1800-е годы – все мои прапра…дедушки были пасечниками. В производстве меда нет каникул ни летом ни зимой. 

Спрос на экологически чистый высокогорный мед есть всегда и по всей России, поэтому заказы есть всегда и мне скучать не приходится. Иногда туристы смешат своим вопросом: «А есть мед с подножия Белухи?» А я отвечаю шуткой: «Это его каменной пыльцы который?..»

Настоятелем прихода Суртаев стал около пяти лет назад: по его уставу прихожане сами выбирают наставника.

– Мы проводим службы, где молимся, как и веками молились наши потомки, – рассказывает Василий Михайлович. – Считаю, что у человека обязательно должна быть вера, многие религии дают человеку именно веру в святое. Мне не мешают другие конфессии, с которыми мы рядом живем: у нас свой храм и молитвы, у них – свои. Отказавшись от веры, люди постигают ужас, который охватил Европу, когда появились не «он», не «она», а «оно». Я несказанно рад, что в России общество живет в вопросах мужских-женских союзов в согласии со Священным Писанием...

За свою жизнь он поколесил по Европе и миру. Но одно из самых ярких впечатлений оставили восемь ни на что не похожих монастырей (5 женских и 3 мужских). Добраться до них можно только на лодке вниз по Енисею.

Говорит, что они появились с 1937 года: коммунисты с барж высаживали староверов на дикие, нежилые берега, мол, выживете или нет? Не только выжили, но и подняли хозяйство: выращивают культуры, держат скот. Построили кельи и молельные дома.

– Неверующий человек туда не попадет, – уверен Суртаев. – Про это место нет ни одного документального фильма, фотографий, потому что это запрещено. Я однажды побывал на службе в молельном доме высотой около 10 м, шириной 15 м и обомлел: все стены и потолки были расписаны иконами. Когда сто монахов начали петь крючковое осмогласие – это было нечто! Такие люди молятся за Россию! Есть поговорка «Один праведник всю деревню спасает», а я считаю, что в том числе такие монастыри сохраняют Россию в такие непростые времена.

Вдоль по Набережной

Недавно в Усть-Коксу переехала из Германии русская женщина с семьей. Объясняет свое решение так:

– У меня с мужем двое детей, и мы очень заинтересованы в их моральном, физическом развитии. Последний учебный год подвел нас к точке невозврата, когда на уроках учителя говорили про Россию гадости и начался обязательный для обучения предмет «сексуальное просвещение». Мой ребенок в возрасте 10 лет говорил: «Мама, зачем мне это знать?»

Все СМИ Германии пропагандируют ЛГБТ. На стенах в школах висят плакаты с надписями: «Не торопись, подумай, кто ты: мальчик или девочка?» Немцы – замечательные люди, но пропаганда, процветающая в обществе, абсолютно несовместима с менталитетом нашей семьи. Так мы и оказались в Уймонской долине, – рассказала моя собеседница..

Одна из самых приятных улиц в селе Усть-Кокса – это улица Набережная. На ней еще остались дома, возраст которых превышает сто лет. В одном из домов в ходе Центрально-Азиатской экспедиции на Алтае бывал ученый и художник Николай Константинович Рерих. Его вклад в мировую культуру трудно переоценить: это Пакт Рериха, целью которого является охрана художественных и научных учреждений и исторических памятников, свыше 5 тысяч художественных полотен и многое другое.

Сейчас этот дом – двухквартирник, в одной половине – жилое помещение, а в другой – выставочный зал. Сотрудник культурного центра «Беловодье» Элина Шушпанникова, которая проводит экскурсии, говорит:

– По рассказам правнучки Л.С. Лукьяновой, прадед «в голодные годы приехал в эти края из Вятской губернии, где был бурлаком, лямку тянул. Скопил денег – стал купцом и задумал ехать торговать в Сибирь. Макар Малков и сын его Иван стали известными в округе купцами. Держали большое хозяйство, торговали тканями и другими товарами, приносила доход и кондитерская. Отец был уже в годах и торговлей руководил на месте, а Иван за товаром ездил в Бийск. После раскулачивания советская власть их торговые лавки отдала под магазины. В здании при заготконторе долгое время работал охотмагазин. Пушнина, мед и лекарственные травы поставлялись отсюда в другие регионы.

В середине 1970-х годов весь старый дом отводится под квартиры работников торговли. Появляется отдельный вход во вторую квартиру с правой стороны дома. В этой части поселяется Лидия Железнова, сейчас там живет ее дочь.

Сегодня это дом, хранящий дух первоначальной Усть-Коксы, имеющий характерный для дореволюционной эпохи вид, представляющий собой историческую ценность как живой свидетель важных событий, один из немногих домов, дошедших до наших дней в целости и сохранности.

С любимыми не расставайтесь

Говорят: проще один раз увидеть, чем сто раз услышать. Чтобы просмотреть все достопримечательности Усть-Коксы, хватит нескольких дней; чтобы понять дух места – понадобятся годы, а для кого-то – десятилетия.

Встретила супругов, которые только вернулись из Питера, навещали родителей жены. Белокурая русская женщина с голубыми глазами Юлия Опутникова и высокий, смуглый алтаец Андрей Черепанов.

Юлия большую часть жизни прожила в г. Санкт-Петербурге. С молодости любила походы и трекинг по горам. Однажды она приехала в качестве туриста в село Тюнгур посмотреть горы, побывать в новых местах. Да и осталась.

В тот приезд по горе на коне проезжал обаятельный мужчина, сразу завязалось общение, а после и любовь.

– Трудно ли было совмещать в обиходе различные традиции?

– Я с большим уважением отношусь к моему мужу Андрею, и мы всегда соблюдаем алтайские традиции, мне это не трудно, – призналась Юля. – Правда, у меня нет особой способности к языкам, поэтому я даже не пробовала учить алтайский. Некоторые слова понимаю, но большую часть – нет. А вообще, думаю, что для любви не важно, какой национальности ты и твой супруг, не так уж важно, на чьей родине жить. Важно с кем: с любимым или нет?

Завершить снова хочу строками из стихотворения нашего местного поэта Игоря Муханова:

В долине ветра-горностаи

листают страницы годов

и ягоды птиц вырастают

на ветках маральих рогов.

Уводят тропинки в сказанья,

в зеленый и чистый рассказ,

где можно увидеть глазами

все то, что сокрыто от нас…

Анастасия ЛЕВИЦКАЯ

 
Фоторепортаж
Блоги