В Алтайском театре драмы завершился первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность»

07:47, 10 ноября 2022г, Культура 537


В Алтайском театре драмы завершился первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» Фото №1
В Алтайском театре драмы завершился первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» Фото №2
В Алтайском театре драмы завершился первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» Миниатюра №3
В Алтайском театре драмы завершился первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» Миниатюра №3

Первый этап творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» с участием известных российских драматургов завершился в Алтайском театре драмы.

Участники побывали на малой родине писателя, кинорежиссера и актера, познакомились с подлинными документами, связанными с его жизнью и творчеством, поговорили с учеными и обсудили идеи будущих пьес. А затем рассказали о впечатлениях и замыслах журналистам.

Усталость от схемы

Идея «обновления театрального разговора о Василии Шукшине» и обращения к документам созрела внутри самого театра. Как объяснял куратор лаборатории, российский театровед и критик Павел Руднев, есть известная усталость от большого количества спектаклей, созданных по одной и той же схеме, то есть на основе набора текстов писателя (в основном рассказов). Проект лаборатории, рассчитанной на несколько лет, представила специалист театра по связям с общественностью Елизавета Гундарина, и ее первые итоги она называет воодушевляющими.

Три дня пятерка драматургов из Москвы, Минска и Екатеринбурга интенсивно изучала тему, и, как отмечали участники, это погружение было организовано невероятно профессионально. Драматурги побывали на экскурсии краеведа Данила Дегтярёва по шукшинским местам в Барнауле, увидели оригиналы документов в фондах ГМИЛИКА, весь следующий день провели в Сростках в музейном комплексе, затем общались с шукшиноведом Дмитрием Марьиным. Кстати, куратор Павел Руднев подчеркивает, что результатом не обязательно должны стать исключительно документальные пьесы. Лаборатория предполагает и творческую фантазию.

– Меня поразило, что никто не травил байки, не рассказывал того, что невозможно подтвердить документами. А если и рассказывал, то сразу предупреждал, что это апокриф, – сказал Руднев. – Никто не старался нас развлекать, не говорил о Шукшине как о незыблемом памятнике. И это соприкосновение с подлинным давало невероятную силу.

В диалоге с земляком

«Когда мы ездили в Сростки и общались с сотрудниками музея Шукшина, у меня возникло ощущение, что люди, которые там работают, сами могут быть героями пьесы», – рассказала журналистам московский драматург Юлия Поспелова. Для алтайского театра она не чужой человек: здесь не первый сезон с большим успехом идет трогательная саунд-драма «Лёха» по ее пьесе, причем спектакль называют одним из самых удачных в стране. Пока Юлия склоняется в сторону вербатима – документального театра, и для работы над ним съездила в Сростки еще раз, чтобы записать интервью с работниками музея и библиотеки.

– Я более детально пообщалась с этими прекрасными женщинами, и мне показалось, что у каждой из них свой Шукшин, какой-то внутренний диалог с ним, канал связи. Те интервью, которые удалось насобирать, возможно, станут материалом для пьесы.

Впрочем, заинтересовали Юлию и параллели «Шукшин – Тарковский» (они были однокурсниками во ВГИКе), и поиск истоков таланта, позволившего простому деревенскому мальчику стать большим художником.

Через мифы

Москвичка Лара Бессмертная сообщила, что будет размышлять об отце Василия Макаровича – Макаре Леонтьевиче: «Мне кажется, он играет большую роль в становлении личности Шукшина, хотя он отца практически не застал и очень плохо помнил. Но так называемое «Сростинское дело», когда в колхозе в Сростках репрессировали многих мужчин, возможно, повлияло потом на его становление как писателя».

А минский автор Дмитрий Богославский планирует заняться темой матерей, которые «кладут жизнь и отправляют своих детей в какое-то дальнее плавание. Они беззаветно верят в своих детей, и эта вера окрыляет». Замысел Олега Маслова из Москвы связан с деконструкцией сложившегося мифа о Шукшине. «Хотелось бы понять, что внутри этой бронзовой фигуры», – говорит драматург. Наконец, Светлана Баженова из Екатеринбурга предложила идею «фанфика» по Шукшину:

– Я читала его биографии и столкнулась с огромным количеством интерпретаций, противоречащих друг другу. А потом поняла, что эти авторы пытаются свои мысли, рефлексию как-то «вклинить» во вселенную Шукшина. И я подумала, что это хороший ход: добраться до реальности через мифы.

Что в итоге?

– У нас нет задачи писать только для Барнаула. Если эти пьесы уйдут за пределы края, в том будет большая победа, – подчеркивает Дмитрий Богославский. – На основе биографии Шукшина мы будем говорить об общечеловеческих ценностях.

Пьесы должны быть готовы к маю 2023-го, а в следующем ноябре театр уже хотел бы поставить по ним спектакли-эскизы. Планируется издание сборника получившихся текстов. И не менее одного спектакля войдет в постоянный репертуар.

Фото предоставлены Алтайским театром драмы

Фоторепортаж