В Барнауле открылась персональная выставка Валерия Васина

15:13, 09 июля 2022г, Культура 1072


В Барнауле открылась персональная выставка Валерия Васина Фото №1
В Барнауле открылась персональная выставка Валерия Васина Фото №2
В Барнауле открылась персональная выставка Валерия Васина Фото №3
В Барнауле открылась персональная выставка Валерия Васина Миниатюра №4
В Барнауле открылась персональная выставка Валерия Васина Миниатюра №4
В Барнауле открылась персональная выставка Валерия Васина Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее работает юбилейная персональная выставка Валерия Васина «За горами, за морями…». В экспозиции 38 поэтичных акварельных пейзажей, причем большинство работ сделано художником прямо на пленэре.

Выставка как путешествие

Небольшой музейный зал поделен на две части: справа – акварели, созданные на Алтае; слева – в путешествиях по Италии и Кипру. К этой чрезвычайно непростой, непредсказуемой и капризной технике Валерий Михайлович обратился не так давно, раньше был известен в Барнауле исключительно своей масляной живописью. Первую выставку акварельных путевых заметок сделал несколько лет назад в галерее «Кармин» – признается, что решился на нее со страхом.

– Сначала это было как хобби, – говорит Васин. – Акварель казалась мне очень сложной, я несколько раз брался за нее и оставлял эту затею. Когда пишешь маслом, видишь плотность, а когда начинаешь работать акварелью, она уходит. Нет какой-то весомости, что-то растекается, расплывается, и я бросал на половине. Хотя вся прелесть акварели в том и состоит, что она течет! Я до сих пор не оставляю попыток добиться в своих работах этой свежести. Чем мне и интересна эта техника – всегда думаешь: ну завтра-то у меня что-то получится (смеется).

Впрочем, сотрудники Художественного музея считают самокритичность автора излишней. Куратор выставки, главный научный сотрудник ГХМАК Оксана Сидорова обращает внимание зрителей на то, что художник не использует в работе спирт или соль, которые в случае с акварелью дают модные эффекты, только пластику самого материала и то, как краска взаимодействует с бумагой.

– Местами он оставляет лист полупрозрачным, и бумага светится через краску, или, наоборот, деликатно наслаивает – тогда получается драгоценное, очень красивое мерцание, – говорит куратор. – И композиционно, и по цвету работы Валерия Михайловича очень разные. Работая над выставкой, я мысленно путешествовала по греческим деревенькам со старинными церквями, итальянским замкам, гаваням. Когда спросила, почему он берет акварель на этюды, он сказал, что из-за компактности ее легко положить в рюкзак. С собой нужна только бумага, никаких натянутых на подрамник холстов. И когда что-то яркое захватило тебя и не дает идти дальше, можно быстро зафиксировать свои впечатления.

Честное отношение

Искусствовед подчеркивает: Валерий Васин всегда точно передает дух места, и даже без подписи понятно, что Италия – это Италия, ее не спутать с Горным Алтаем. Он чувствует, что везде свое особенное небо – голубое, зеленоватое или жаркое, с желтизной. Свои горы, свои деревья. «Экспозиция получилась нарядная, и для наших зрителей это возможность образного путешествия».

Поздравляя Валерия Михайловича от правления Союза художников Алтая, живописец и галерист заслуженный художник РФ Анатолий Щетинин сказал:

– Какое счастье – владеть акварелью! Вспоминаю, как лет в 15 я поехал с отцом на этюды и взял акварель, начал писать – ничего не получилось! 
Я и сейчас боюсь браться за нее. А чтобы сделать пейзаж в этой технике, надо быть большим мастером. В акварели Васина есть удивительная плотность и предметность, чувствуется глубокое понимание материала. Это настоящий дар.

Еще один заслуженный художник России – живописец Александр Емельянов отметил, что юбиляру претят пустые эффекты, а работы его искренние и оптимистичные. «Может быть, смешно говорить про состоявшегося художника, что он растет над собой. Но эта выставка акварелей намного сильнее, чем та, что была в галерее «Кармин», – считает Емельянов.

Сам акварелист говорит, что сделать именно такую выставку его убедили сотрудники ГХМАК – всегда кажется, что время пока не пришло. Но не мог не признать, что в музейном зале работы начинают жить своей жизнью. «Это можно рассматривать как этюды. В них честное отношение к тому, что я увидел, к местам, которые меня остановили», – замечает художник.

А директор музея Инна Галкина сказала на вернисаже:

– Я убеждена, что эта выставка – открытие очень качественного, настоящего акварелиста. Экспозиция посвящена его 65-летию, и я думаю, что сейчас у него начинается самый плодотворный период.

Фоторепортаж
Блоги