В Барнауле открыли выставку известных русских художников

18:30, 15 июля 2022г, Культура 1371


В Барнауле открыли выставку известных русских художников Фото №1
В Барнауле открыли выставку известных русских художников Фото №2
В Барнауле открыли выставку известных русских художников Фото №3
В Барнауле открыли выставку известных русских художников Фото №4
В Барнауле открыли выставку известных русских художников Миниатюра №5
В Барнауле открыли выставку известных русских художников Миниатюра №5
В Барнауле открыли выставку известных русских художников Миниатюра №5
В Барнауле открыли выставку известных русских художников Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

Художественный музей приглашает на выставку «Жизнь трёх стихий», представляющую 24 шедевра русской пейзажной живописи.

Сочинённая местность

Это не преувеличение, сейчас в главном зале и коридорах временного здания ГХМАК на улице Горького представлены подлинные произведения Шишкина, Клодта, Саврасова, Левитана и Айвазовского. На них клубятся облака, бушуют волны, на фоне которых едва видны маленькие человеческие фигурки. Стихии запечатлены на холстах по правилам, принятым в Академии художеств: две трети полотна занимает небо, и именно оно раскрывает чувства, обуревающие художника, а одну треть – вода и земля.

– В тех условиях, в которых мы сейчас существуем, столь масштабные выставки русского искусства можно увидеть не очень часто, но летом мы всегда стараемся показать свои замечательные фонды, – 
объясняет куратор экспозиции, старший научный сотрудник выставочного сектора Наталья Гончарова. – Здесь уже побывал гость из Америки, а женщина из Петербурга долго расспрашивала, как в музее появились эти работы, восторгалась именами.

Хронологические рамки экспозиции – XVIII – начало ХХ века.

– Пейзаж появился в Голландии, в допетровской России присутствовал только как элемент иконы. И надо сказать, что первые русские пейзажи тоже были оторваны от нашей русской природы – как работа Фёдора Матвеева «Горный монастырь» 1818 года, – рассказывает Наталья Гончарова. – Это такой пейзаж-мечта, написанный в традициях классицизма: строгое построение пространства, несколько планов, сочиненная местность, наполненная спокойствием. Деревья как кулисы, отшельники, сидящие на ступенях храма, отсылки к прошлому.

Как рассказывают музейные сотрудники, художник Фёдор Михайлович Матвеев большую часть жизни провел в Италии: удостоившись Большой золотой медали Академии художеств, он получил право на так называемую пенсионерскую поездку по Европе, где оттачивал мастерство. Возможно, барнаульская работа и была написана где-нибудь в Италии. В наш музей она поступила вскоре после его основания – в 1959 году, по линии Министерства культуры. Тогда вновь создаваемые региональные музеи старались наполнить произведениями известных мастеров, что и позволило заложить основу коллекции ГХМАК (сегодня она насчитывает уже более 15 тысяч предметов).

Любимый мотив

Авторскую реплику «Девятого вала» и «Феодосию в лунную ночь» Айвазовского музей выставляет часто – и каждый раз сотрудники вынуждены развеивать подозрения посетителей, что это ненастоящий Айвазовский:

– Художник часто повторял свои произведения. Самый известный «Девятый вал», конечно, хранится в Русском музее. У нас – одна из авторских реплик в небольшом формате, – говорит Гончарова. – Художник очень много работал, причем писал в своей мастерской по памяти, которая была у него фотографической. И за свою жизнь успел создать более шести тысяч произведений.

Еще одна ответственная за эту экспозицию, Светлана Артюхова, заведующая выставочным сектором музея, говорит, что свои излюбленные мотивы были и у другого художника из нынешней экспозиции – Владимира Орловского (1842–1912):

– Таких работ, как наш «Пейзаж с облачным небом», в музеях страны вы можете встретить всего четыре, с лодкой и без лодки. Он вновь и вновь повторял этот мотив: грозовые тучи, напряженное состояние природы.

Кстати, формально выставку посвятили 190-летию Ивана Шишкина. Одна из его работ, хранящихся в Барнауле, лесной пейзаж с речкой, поступила из частного собрания и показывает художника-натуралиста, подробно выписавшего узнаваемые растения на переднем плане.

А зрелищную работу Ивана Вельца «Лесная речка. Летний пейзаж» (1904) когда-то спасли реставраторы. В музей полотно поступило из Росизопропаганды в 1986 году в очень плохой сохранности. Пейзаж попал в пожар, краска буквально спеклась, особенно в верхней части, и сибирские мастера отказывались ее восстанавливать. В итоге реставрация заняла долгих шесть лет. «Когда мы увидели ее после, то поняли, что у нас великолепная работа. Безмолвие и спокойствие разлиты в природе, и этот сдержанный колорит, который отличает работы Вельца… Берег выписан так, словно мы можем шагнуть за раму в пространство картины», – говорит Гончарова. И добавляет:

– Мы хотим, чтобы гости подолгу рассматривали эти работы. Чтобы наша коллекция была любима. Летом у многих посетителей больше времени, а мы будем показывать здесь фильмы. Можно будет отдохнуть, приобщиться к гармонии и получить много эмоций. В этом и заключается наша цель.

Фоторепортаж