В Барнауле показали комедию «Тётки»

07:44, 12 января 2023г, Культура 1110


Фото: Молодёжный театр Алтая
Фото: Молодёжный театр Алтая
Фото: Молодёжный театр Алтая
Фото: Молодёжный театр Алтая
Фото: Молодёжный театр Алтая
Фото: Молодёжный театр Алтая
Фото: Молодёжный театр Алтая миниатюра
Фото: Молодёжный театр Алтая миниатюра
Фото: Молодёжный театр Алтая миниатюра

В новогодние каникулы Молодёжный театр Алтая представил на малой сцене премьеру комедии «Тётки» по популярной одноименной пьесе Александра Коровкина.

В ней семейное переплетается с криминальным, а история и современность самым неожиданным образом просвечивают сквозь шутки и гэги.

Пирожок с мышьяком

Две сестры-пенсионерки Генриетта Карловна (ее по очереди играют Любовь Хотиёва и Нина Таякина) и Розалия Карловна (актриса Ирина Клишевич), живущие в старинном особняке в самом центре провинциального городка, ждут в гости любимого племянника Роберта – столичного кинопродюсера (Александр Пальшин). А еще замерщика, чтобы поставить на окна решетки: на днях кто-то вломился к пожилым дамам, ударил Генриетту по голове и украл фамильные серебряные вилки. Только сперва Грета и Роза столкнутся в собственном доме с мышью, а затем с жуликоватым чиновником из мэрии Бабакиным (Анатолий Кошкарёв), у которого свои виды на их особнячок, точнее, на драгоценный земельный участок под ним. Угрожая скорым сносом «ветхого жилья», он предлагает им быстренько переселиться в однокомнатную квартиру на окраине, а лакомый кусок земли планирует передать племяннице мэра.

Не в последнюю очередь из-за мыши (точнее, из-за попытки хозяек дома отравить ее пирожком, начиненным мышьяком) Бабакин этот визит не переживет. И теперь интеллигентным старушкам нужно куда-то спрятать его труп. Ведь как раз в это время долгожданный племянник приезжает к ним с невестой – девушкой из влиятельной семьи (Елена Логачёва). Да еще местный участковый полиции Кувыкин (Андрей Одинцов) то и дело заходит, чтобы уговорить Генриетту Карловну забрать прошлое заявление: все равно ведь грабителя никогда не найдут.

Как назло, стоит пожилым женщинам начать перетаскивать покойного Виталия Петровича из шкафа в кладовку, как кто-нибудь настойчиво звонит в дверь. А еще именно в этот вечер в доме Греты и Розы решает спрятаться их второй, куда менее любимый племянник Эрик (Антон Нечаев), только что сбежавший из тюрьмы уголовник-рецидивист, переодетый женщиной…

История, которая возможна

Год назад главный режиссер МТА Алексей Серов тоже приготовил к долгому периоду новогоднего безделья легкомысленный спектакль для зрителей, которые идут в театр, чтобы отдохнуть от забот и посмеяться: комедию «Свободная пара» по пьесе итальянца Дарио Фо о патологически неверном мужчине и его затюканной жене, внезапно обретшей себя (и новую любовь). Корреспонденты «АП», сравнивая прошлогодний опыт с нынешним, должны заметить, что «Тётки» были приняты публикой очень тепло и получились гораздо легче и смешнее не в последнюю очередь благодаря материалу.

Комедию-фарс известного сценариста и драматурга Александра Коровкина, написанную в 2014 году, даже сравнивают с таким зрительским хитом, как «Слишком женатый таксист». Но в основе этой типичной комедии положений – история, которая вполне могла бы произойти где угодно в провинциальной России. Вот добротный дом в центре, который еще до революции построил прадед главных героинь. Вот неудавшаяся личная жизнь двух одиноких старушек: одна так и не вышла замуж, вторая – вдова. Вот их единственные молодые родственники: один – в тюрьме, второй – на грани разорения и средством своего спасения видит женитьбу на дочке российского сенатора. А вот еще вороватый чиновник с посмертными приключениями и ленивый полицейский. Чтобы из этого получилось веселье, а не «чернуха», шутки должны выстреливать как из пулемета. Они и выстреливают:

– Как твоя голова? – спрашивает Роза сестру. – Вызвать врача?

– А я кто? – дерзит Грета.

– Ты стоматолог на пенсии, а нужен невропатолог из поликлиники.

– Сотрясение мозга в моем возрасте уже не лечится…

Заглавные героини вообще максимально разные, хоть и сестры. Грета Любови Хотиёвой – недоверчивая и саркастичная, Роза Ирины Клишевич – мягкая и невероятно наивная, и уживаться им нелегко.

Ну а фарсовая природа материала на малой сцене МТА выражается не только в манере актерской игры, но и в вычурных женских нарядах, придуманных художницей по костюмам Натальей Сыздыковой для невесты Роберта и переодетого Эрика: в чулках в сеточку, корсетах, сборках, декольте, безумных шляпках и откровенно неестественных париках. Смотрится безумно и нарочито по-дурацки – но, кажется, так все и должно быть.

Фоторепортаж