В Барнауле прошел первый в истории фестиваль-тур «Новосибирский транзит»

07:44, 28 июня 2022г, Культура 903


В Барнауле прошел первый в истории фестиваль-тур «Новосибирский транзит» Фото №1
В Барнауле прошел первый в истории фестиваль-тур «Новосибирский транзит» Фото №2
В Барнауле прошел первый в истории фестиваль-тур «Новосибирский транзит» Миниатюра №3
В Барнауле прошел первый в истории фестиваль-тур «Новосибирский транзит» Миниатюра №3

Четыре известных театра из Новосибирска представили свои спектакли на сценах Алтайской драмы и МТА. Всего же за 10 дней тура театры посетили четыре сибирских города (фестиваль стартовал в Томске 10 июня). Рассказываем, что увидели барнаульские зрители и как себя чувствовали новосибирские артисты в этом непростом путешествии.

Четыре известных театра из Новосибирска представили свои спектакли на сценах Алтайской драмы и МТА. Всего же за 10 дней тура театры посетили четыре сибирских города (фестиваль стартовал в Томске 10 июня). Рассказываем, что увидели барнаульские зрители и как себя чувствовали новосибирские артисты в этом непростом путешествии.

Занять паузу

Все началось в 2000-х, когда появился фестиваль-конкурс «Сибирский транзит». Каждый раз он проводился в новом регионе СФО, пока не осел окончательно в Новосибирске и не превратился в «Ново-Сибирский транзит», проходящий по четным годам и собирающий лучшие постановки от Урала до Дальнего Востока. Из-за пандемии с 2020-го он был перенесен на 2021 год, и чтобы как-то занять долгую паузу до следующего фестиваля в 2024-м, руководитель «Транзита» и директор театра «Красный факел» Александр Кулябин предложил такой выездной формат, приурочив к 85-летию Новосибирской области.

В нем поучаствовали молодежный академический театр «Глобус» со спектаклем «Генерал и его семья», НГДТ Сергея Афанасьева с проверенной временем музыкальной комедией «Ханума», еще один молодежный «Первый театр», который привез «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Завершил тур «Красный факел» спектаклем «Дикая утка» по Ибсену. На пресс-конференции, предварявшей открытие фестиваля в его последней точке, Александр Кулябин подчеркивал: это не гастроли. Чтобы составить правильное представление о происходящем, лучше бы посмотреть все спектакли. И корреспондентам «АП» это почти удалось.

Турне как опыт

Идея была в том, чтобы каждый из театров привез спектакль своего главного режиссера. Желательно новый. Но премьера «Ханумы» на сцене Новосибирского городского драматического театра прошла аж в 2007 году. Руководитель НГДТ Сергей Афанасьев настоял на своем выборе и, как признавали участники фестиваля, не прогадал: выяснилось, что июньский зной очень располагает к легкому зрелищу, богатому поэзией, юмором и грузинскими песнями в живом исполнении. Запутанная история женитьбы немолодого разорившегося князя Вано Пантиашвили (Савва Темнов) и соперничества двух тифлисских свах собрала аншлаг. Исполнительница заглавной роли Ханумы (кстати, уроженка Алтайского края) Татьяна Жулянова рассказала, что фестиваль стал для артистов НГДТ настоящим счастьем:

– Вы же знаете, что в нашем театре всего 100 зрительских мест, а здесь мы ощутили кайф, играя перед залами на 700–800 человек. Это большой опыт для актеров. Я впервые на большой сцене играю главную роль. Зрители – невероятно благодарные, а города Сибири – действительно прекрасные.

А Александр Кулябин рассказал секрет многолетнего успеха «Ханумы»: «Это добрый, хороший спектакль, тем более востребованный в наших суровых сибирских краях. Нам так хочется тепла, счастья, чтобы отдохнуть и расслабиться. Мы напряженно живем!»

Когда спектакль дышит

Насколько напряженно – показали следующие три спектакля. Мистическая драма «Марьино поле» режиссера Павла Южакова выросла из студенческого проекта. Молодые актрисы Дарья Тропезникова, Юлия Шабайкина и Елизавета Маслобоева играли трех столетних вдов, доживающих свой век в почти вымершей деревне. Как вдруг одна из них убеждает других, что к ним вот-вот вернутся их погибшие в Великую Отечественную войну мужья и надо срочно идти встречать их на станцию.

– Спектакль идет уже сезон, проверен публикой и нам показалось, что как фестивальный проект он самый выгодный в нашем театре, – 
объяснил выбор режиссер. – И потом, развлекательного контента во всех городах достаточно, интереснее привезти то, что выбивается из общего контекста.

Режим, при котором актеры день играют, день переезжают в другой город, показался непростым Юлии Шабайкиной: «Физически это тяжелее, чем я думала, кажется, что сил уже нет. Но начинается спектакль – и все, никакой усталости. А еще мы сначала волновались, как выберемся из своего подвальчика, но оказалось, что большие сцены очень помогают нашему спектаклю: он дышит, стал объемным».

На основе книги

Жанр спектакля «Генерал и его семья» в театре «Глобус» определили как исторический анекдот. В его основу лег одноименный 600-страничный роман поэта Тимура Кибирова, получивший в 2020 году премию «Большая книга».

Время действия – 1974 год. Генерал Василий Иванович Бочажок (Илья Паньков) встречает любимую дочь-студентку, которая возвращается из Москвы в заснеженный военный городок прямо-таки вызывающе беременной, но отказывается говорить, от кого. Семья генерала – это его дочь Анечка (Анастасия Белинская), сын Стёпка-балбес (Иван Зрячев), покойная, но все еще присматривающая за непутевой семьей жена Травиата Захаровна (Светлана Галкина), а также друзья, соседи и прочие.

Главный враг генерала – запрещенная в СССР Анна Ахматова, превратившая его дочь в записную диссидентку, и поэтесса тоже присутствует на сцене с накладным горбатым носом (ее играет Арина Литвиненко). Огромный накладной нос, толщинки и кустистые искусственные брови почти весь спектакль носит и сам карикатурно косноязычный генерал. Лишь мастерство артиста позволяет зрителям разглядеть за эксцентрикой и гротеском его невысказанную любовь к домочадцам, от которых одни беды.

– Мне меньше всего хотелось делать ностальгический ретроспектакль, – объясняет способ существования актеров режиссер Алексей Крикливый. – Нас волнует тема достоинства, человечности, выбора. Герои романа и спектакля – глубоко несчастные люди. Обманутые, запутавшиеся, чем-то увлеченные, но несчастные.

Секрет из прошлого

Несчастны, просто пока не знают об этом, и герои «Дикой утки» театра «Красный факел». Они вынуждены выбирать между правдой и иллюзией, но правда оборачивается трагедией.

Пьесу Генрика Ибсена лихо перелицевала драматург Ольга Федянина, радикально осовременив повседневность и жизненные обстоятельства ее героев. Но уникальность спектакля даже не в этом: туго переплетенная история двух очень разных семей – богачей Верле и бедняков Бергов – по сути, разыграна на наших глазах дважды. Режиссер Тимофей Кулябин сперва снял художественный фильм «Дикая утка», и для этого театр снял и полностью обставил лофт, а затем перенес пьесу на сценическую площадку. На протяжении всего спектакля актеры работают абсолютно синхронно с видео, и все это – ради крупных планов и бытовой атмосферы, важной для Ибсена. В этом свете говорить о том, что театр привез с собой в Барнаул и живого селезня по имени Миша, кажется уже неуместным.

Фоторепортаж
Блоги