В барнаульском музее проходит выставка деревянного зодчества

20:00, 17 сентября 2022г, Культура 989


В барнаульском музее проходит выставка деревянного зодчества Фото №1
В барнаульском музее проходит выставка деревянного зодчества Фото №2
В барнаульском музее проходит выставка деревянного зодчества Фото №3
В барнаульском музее проходит выставка деревянного зодчества Фото №4
В барнаульском музее проходит выставка деревянного зодчества Фото №5
В барнаульском музее проходит выставка деревянного зодчества Миниатюра №6
В барнаульском музее проходит выставка деревянного зодчества Миниатюра №6
В барнаульском музее проходит выставка деревянного зодчества Миниатюра №6
В барнаульском музее проходит выставка деревянного зодчества Миниатюра №6
В барнаульском музее проходит выставка деревянного зодчества Миниатюра №6

Фото Евгений НАЛИМОВ

Совершенно удивительному явлению деревянного зодчества посвящена новая экспозиция в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА).

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий не однажды обретала я душевное успокоение в Старом городе. Побродишь по узким улочкам, пошуршишь желтыми листьями, полюбуешься на волюты очелий…

«Что за волюты, что за очелья?» – спросите вы. Волюты – это элементы декора наличников, извивы в их верхней части. Значение слова «наличник» понятно сразу («находящийся на лице»; в нашем случае – на лице дома). Но что означает «очелье»? Часть головного убора, охватывающая чело…

– Отчего Старый город душу мне лечит, а в новостройках – сплошное смятение? – спрашивала я когда-то дивного художника Аркадия Казанцева.

– Оттого, что в Старом городе, – отвечал он, – соблюден принцип золотого сечения. И старые дома соразмерны человеку. Не то что новодел…

Где гуляет… пространство

Прошли годы, и замечательный искусствовед, знаток архитектуры Барнаула Олег Поляков как будто продолжил наш с Казанцевым разговор.

– Восстановим в памяти фотографии, например, 1867 года – какими тогда были улицы городов? – задал вопрос Олег Николаевич и сам на него ответил: – Совершенно иными. Но минуло лет 15–20, и что-то такое произошло в российских городах… Постепенно везде перестали строить оштукатуренные здания, появилось обнажение фактуры материала. Например, из кирпича строят здание – кирпич остается. А это значит, модуль маленький – он не издали смотрится, а вблизи. Появляются в городе витрины, повернутые на тротуар. На перекрестках встают рекламные тумбы, на которых клеят афиши и объявления. Сами тротуары устилаются досками (очень прочные и удобные, в Барнауле такие тротуары сохранялись еще в 60-е годы прошедшего века).

Что же происходит в городе? Один искусствовед нашел удачное определение: все эти изменения – свидетельство того, что шло обживание городского пространства. Оно становилось более жилым для человека. Горожанин выходил из дома не просто «на работу и обратно», а и прогуливаться по улице, проводить свободное время. Это самое пространство становилось более уютным.

А вот этот пассаж Полякова прозвучал совершенно поэтически:

– Вот представьте двухэтажный деревянный дом. Карниз довольно большого выноса, на нем – подзоры с пропильной резьбой. Светит солнце, и тень этих подзоров ложится на верхнюю часть дома. А там ниже причелины (резная доска, прикрывающая торец двускатной крыши.– Прим. авт.) – у них другой узор. И дом получается весь кружевной! Рядом обязательно стоят деревья, ветер колышет их ветви. Получается, пространство гуляет – в этих узорах, ветках… Вот это и есть эстетическое восприятие объектов архитектуры!

Еще заметим, что наличники совсем рядом у тротуара – и их можно рассматривать. Перейдешь на другую сторону – увидишь весь дом с деревьями, тротуарами… Создавалась такая атмосфера в городе, что стали возникать в нем «уютная улица», «уютный переулок», «уютный дом», «уютный дворик». И ты хорошо себя чувствовал в такой атмосфере, ведь все в ней рассчитано на человека идущего. Для контраста представьте сегодняшнюю атмосферу: строятся большие здания, которые видно только издали. Они рассчитаны на движущийся транспорт.

Я хотел бы ошибиться, но, по-моему, сейчас понятие уюта постепенно исчезает как архитектурная категория. Где у нас «уютная улочка» в Барнауле, покажите?! Постепенно уходит, меняется ощущение пространства. А ведь архитектура – это не строительные объекты, это искусство организации пространства. Живое пространство, наша с вами среда обитания организовывалась в XIX веке в том числе и богатыми наличниками. Мастера вкладывали в них и труд, и фантазию, чтобы можно было долго рассматривать, трогать теплое резное дерево…

Вот  такой совершенно удивительный монолог я услышала в ГМИЛИКА на открытии выставки «Старинные окна Барнаула». В ее экспозиции благодаря подвижничеству Олега Полякова можно увидеть утраченную красоту: в 1989–1991 годах он провел масштабную фотосъемку архитектурных объектов Барнаула. Представлены на выставке также работы фотографа Сергея Семёнова: весной этого года он снял порядка 150 объектов деревянной архитектуры Барнаула – в фонд ГМИЛИКА вошли 300 снимков.

– Экспозиция представляет все многообразие наличников, которые, к счастью, еще можно увидеть на улицах нашего города, – отметила куратор выставки Елена Огнева. – Конечно, Барнаул по части деревянного зодчества не имеет такой славы, как Томск. Но он очень интересен тем, что в городе сохранились наличники, представляющие разные виды резьбы, разные направления. В них отразилось также влияние каменной архитектуры – и классицизма, и барокко, и модерна. Разглядывая эти наличники, мы можем многое узнать об истории нашего города.

Лошадки, птицы и драконы

Что экстраординарного в фотографиях, размещенных сейчас в Белом зале музея? Для непосвященного это просто картинки с выставки, на которых – дома, окна, очелья-подзоры-причелины… Но если вы дадите себе труд остановиться на бегу, всмотреться в ускользающую красоту, то откроется вам многое. И куратор выставки посодействует в свершении этих открытий. Замдиректора по научной работе ГМИЛИКА Елена Огнева поможет вам найти на всех барнаульских наличниках всего лишь… двух «лошадок»; озадачит загадкой – «птицы или драконы?»; расскажет о «дефиците» форточек в барнаульских окнах. А еще вы узнаете, что в Барнауле был свой собственный стекольный завод – один из первых в Сибири! Варили там стекло трех сортов: зеленое, белое и хрустальное. Работать же тот завод начал в… январе 1755-го! Но не будем раскрывать всех секретов нового проекта музея – сделать вы это сможете сами.

Поверьте, после этой выставки вы другими глазами посмотрите на деревянное узорочье Барнаула. А увидев красоту в привычном, сможете… получить за это приз. ГМИЛИКА предлагает всем желающим принять участие в фотомарафоне. За присланные на электронную почту музея фотографии деревянных наличников (не менее 10) вы получите издание «Старинные окна Барнаула», которое содержит фотографии наличников и объектов деревянного зодчества Барнаула за авторством С. Семёнова. Собранный силами энтузиастов фотоархив даст музею возможность продолжить работу по фотофиксации и изучению наиболее интересных образцов наличников Барнаула.

В свою очередь «АП» обращается ко всем жителям края: присылайте в редакцию фотографии наличников из ваших городов и сел. Поверьте, они не менее интересны, чем барнаульские раритеты. Давайте общими силами создадим фотобанк ускользающей красоты! (Адрес для писем: stirskaya@mail.ru)

Фоторепортаж