В барнаульской галерее обсудили творческую свободу художников

18:40, 03 ноября 2022г, Культура 1744


В барнаульской галерее обсудили творческую свободу художников Фото №1
В барнаульской галерее обсудили творческую свободу художников Фото №2
В барнаульской галерее обсудили творческую свободу художников Миниатюра №3
В барнаульской галерее обсудили творческую свободу художников Миниатюра №3

В минувшее воскресенье в барнаульской галерее «Республика ИЗО» прошла лекция-экскурсия, посвященная одной вечно актуальной теме.

«Свобода художника или воля зрителя?» – так называлась встреча с комиссаром галереи Вадимом Климовым, на которую пришли обычные зрители и профессиональные искусствоведы. Что, если публике на выставке хочется прежде всего привычного и узнаваемого? Если от пейзажа барнаульцы ждут лишь фотографической точности и «чтобы было как у Шишкина»? Четыре молодых художника, которым Вадим Климов уделил в своей лекции основное внимание, отвечают на этот вопрос по-разному.

Большая история

«Приближая чудо» – так называется персональная выставка уже известной в городе художницы Екатерины Витвиновой, работающей в стиле декоративный наив. По мнению Климова, через свои картины она, в сущности, рассказывает одну большую историю, в которой, как в классическом романе, много разных линий. С этим арт-критик связывает любовь художницы к диптихам и триптихам (произведения из двух или трех картин, объединенных одной темой и сюжетом. – Ред.).

– Запомните ее имя, она тонкий психологический автор, создающий некую большую историю, и я очень рад, что в Барнауле есть такой художник, – заметил Климов.

О живом и мёртвом

В следующем зале расположились 80 пейзажных этюдов Андрея Иккерта, написанных в Монголии.

Мнение Вадима Климова достаточно радикально:

«За годы существования Новоалтайского художественного училища и Союза художников на Алтае сформировалась пейзажная школа, и она обычно мертвая. Когда вы смотрите на пейзаж, там нет ничего, кроме зафиксированного кусочка природы. Но этюды Андрея Иккерта потрясающе живые. Нужно подойти к каждому, и вам откроются невероятные цветовые отношения и точная композиция, в которой нет лишнего».

По словам арт-критика, восемь десятков этюдов складываются в некое кино о Монголии.

– Когда нашему зрителю показывают такой пейзаж, он его не очень понимает. Все восхищаются французскими импрессионистами, но считают, что идеал искусства – это русская пейзажная школа. Здесь же мы видим полную свободу, художник ни в одной работе не подумал о том, чего хочет зритель. Тем самым он расширяет зрительскую волю.

Своя вселенная

До 13 ноября в «Республике ИЗО» можно увидеть выставку графика Людмилы Плехоткиной, ученицы известного иллюстратора Аркадия Казанцева. После Новоалтайского художественного училища она продолжила образование в Красноярском институте искусств. Большинство работ выполнены в технике ксилографии – гравюры на дереве. По словам Климова, художница не только уверенно справляется с классической книжной иллюстрацией, но и создает свою собственную парадоксальную вселенную, в которой люди сосуществуют с динозаврами и пытаются приручить жутких ископаемых монстров.

Наконец, в последнем зале можно увидеть автора, которому решительно все равно, что о нем подумает зритель. Выставка Артёма Буракова называется «О любви к Алине Орловой». Не найдя себя в академическом искусстве и бросив училище, художник обращается к цифровой живописи, а его вдохновением становится певица, живущая в Литве.

«Художник занимается внутренней рефлексией, и весь остальной мир ему не важен, – говорит Климов. – И иногда я думаю, что это – лучшее, потому что личное. Артем Бураков просто рисует свое психологическое переживание. Именно в этом направлении изменится художественный мир через 10 лет».

Фото автора.

Фоторепортаж