2023 год в России станет Годом педагога и наставника

19:20, 31 декабря 2022г, Общество 887


2023 год в России станет Годом педагога и наставника Фото №1
2023 год в России станет Годом педагога и наставника Фото №2
2023 год в России станет Годом педагога и наставника Миниатюра №3
2023 год в России станет Годом педагога и наставника Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

«АП» пообщалась с лауреатом краевого конкурса «Лучший шеф-наставник» и почетным железнодорожником, который за свою карьеру обучил более 40 молодых коллег. Зовут его Герман Степанович Титов.

Старался быть примером

Родился Герман Титов в 1962 году, спустя всего полгода после полета нашего знаменитого земляка в космос. Он был восьмым ребенком в семье Степана Ивановича Титова. Кажется, что выбор имени для сына был предопределен, хотя если бы не сотрудники роддома, полным тезкой великого космонавта он бы не стал.

– Мы жили в Заринском районе, в глубинке. Когда я появился на свет, родители даже не знали о полете Германа Титова. Им подсказали медсестры, если б не они – сами бы не догадались – нечасто у нас мальчиков Германами называют. А тут совпало все, – рассказывает Титов.

Герман Степанович признается, что носит громкое имя с гордостью, хотя по жизни оно доставляло ему немало хлопот. Все из-за повышенного внимания. «Даже в школе не напакостишь, потому что нельзя посрамить имя героя. Учителя как один твердили: раз ты Герман Титов, то должен быть впереди планеты всей. Поэтому и я старался всегда быть примером», – улыбается он.

Таких принципов Титов придерживается всю жизнь – как в семье, воспитывая сыновей Дениса и Романа, так и в труде. Титов уже 33 года работает оператором сортировочной горки на станции Алтайская. Он удостоен звания «Почётный железнодорожник», награжден корпоративной медалью «За доблестный труд на железной дороге». Хотя учился он на экскаваторщика, а в профессию попал чуть ли не случайно.

– У меня старший брат работал на железной дороге диспетчером, а сестра – вагонным оператором. Они в эту отрасль пришли раньше, и я даже не думал об этом. Часто слышал на семейных встречах, что работа эта не из простых, поэтому и пошел я сначала по другому пути. На экскаваторе проработал десять лет, пока теща, которая тоже трудилась в железнодорожной отрасли, не сказала, что им требуются операторы. Зарплата здесь достойная, вот я и согласился, – вспоминает Герман Степанович.

Большая ответственность

Мужчина пришел лишь попробовать свои силы на новой стезе. Специальность рабочая, поэтому его взяли без профессионального образования. И сначала работа показалась несложной, даже элементарной. «Явно не то, чем пугали родные на семейных застольях», – подумал начинающий железнодорожник.

А когда начал глубже погружаться в технологический процесс, изучать тонкости работы оператора, сложностей прибавилось. Но они не испугали Германа Титова, ведь его учили не сдаваться и быть впереди планеты всей.

– Нам необходимо каждый вагон выпустить на назначенный путь с определенной скоростью. Также важно сделать поправку на ветер, на дождь. Физического труда здесь не так много, но всегда нужно быть предельно внимательным, сконцентрированным, – объясняет Титов. – Это сейчас везде автоматика, а раньше скорость и направление задавали вручную. Важно, чтобы груз доехал до места, чтобы он остался в сохранности. Работа ответственная, если скорость будет высокой, вагоны могут столкнуться, а если низкой – не доедут до места. Потом формируем поезда, которые отправляем на другие сортировочные станции.

В среднем за смену через горку проходит более двух тысяч вагонов. Правда, в этом году поток по известным причинам несколько упал.

Оставил наследие

Вот уже несколько десятилетий Титов передает опыт молодым коллегам, наставляет их. Первый ученик обратился к нему всего на пятый год работы. Затем следующий новичок попросил научить, а за ним еще один, и еще, и еще… Он признается, что первых  подопечных еще считал, а потом сбился. Неудивительно, ведь через него прошла почти половина трудового коллектива, многие из учеников уже передают опыт другим.

Хорошо, что есть кого наставлять. Молодежь в профессию идет, при этом подготовленная. Людей без образования на сортировку уже не берут. Обучают железнодорожников в новоалтайском техникуме, после чего по распределению направляют на станцию Алтайская.

– Опыта у новичков маловато, – не скрывает наставник. – Но даже медведя можно научить кататься на велосипеде, что уж говорить о человеке с образованием. Сейчас ребята грамотные, знающие компьютер, технологии. Я, может, чего-то не знаю на бумаге, но понимаю, как это сделать без инструкции. Этому и учу коллег. Когда только устраивался, инструкция состояла из 30 листов, а теперь это две книги по 300 страниц, которые раз за разом переписываются. И если в «шпаргалке» написано, что нужно делать, я могу рассказать в три раза больше, чего делать не надо. Без практики ничему не научишься, а когда ответственность такая высокая, важно, чтобы за спиной был опытный человек. 

Именно из-за большой ответственности не все выпускники задерживаются в профессии, даже несмотря на привлекательную зарплату. Бывало, отработает новый сотрудник неделю-другую и поймет, что это не его. К тому же труд оператора монотонный, приходится по 12 часов сидеть на месте. У молодых в таких условиях реакция снижается и глаз замыливается. А если хотя бы ненадолго потерять бдительность, опасная ситуация обязательно возникнет.

– У всех разные способы поддерживать себя в тонусе. Кто-то кофе пьет, другие пытаются больше разговаривать. Хорошо, что в смене работают несколько человек. Поддерживаем друг друга, иногда даже контролируем… особенно молодых. Кто им еще поможет, если не Степаныч, как они меня называют, – говорит профессионал.

В этом году список наград Германа Титова пополнился еще одной, он стал победителем краевого конкурса «Лучший шеф-наставник». Теперь почетный железнодорожник подумывает о выходе на пенсию. «Тяжеловато в ночные смены работать», – признается он.

– Надеюсь, своей жизнью имя великого земляка я не посрамил. И наследие свое оставил как ответственный работник, отзывчивый наставник, муж и отец. Теперь можно и отдохнуть. Благо есть кому передать «сортировку», – размышляет Герман Степанович Титов.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж