"Аманат" - крепкий, хотя неоднозначный  фильм

07:45, 22 августа 2022г, Культура 1271


"Аманат" - крепкий, хотя неоднозначный  фильм Фото №1

На определенной точке  Гунибского плато в Дагестане, которое своими крутыми склонами с полосами известняка похоже на торт «Зебра», после дождя в тумане можно увидеть два солнца.  Создается такой оптический эффект в этом месте гор с альпийским климатом.

Правда и вымысел

Это нам рассказывал Муртазали Магомедов, краевед и популяризатор родного Гуниба. Еще он рассказывал про четыре луны. Но было это после второй  бутылки дагестанского коньяка, когда начинаются всякие «байки из склепа», и мы ему не сильно поверили.

Про два солнца и четыре луны он рассказал много позже съемочной группе фильма «Аманат». Она снимала в Гунибе фильм про Джамалуддина, старшего сына имама Шамиля.  Построили декорации, хотя кругом было полно заброшенных, пустынных аулов.  

Про  луну киношники тоже не впечатлились. А вот насчет солнца – вдохновились и отправились на плато ловить эффектные кадры. Предварительно засыпав яму на дороге, которую вырыли местные, чтобы не ездили машины с туристами. По задумке главный герой стоит на вершине, под ногами блестит река Каракойсу, аулы, красоты. И два солнца. Как две родины парня – Российская империя  и Кавказский имамат. Красиво и символично. Но не вышло. Два солнца в кадре так и не появились. Они за кадром. Но это не помешало снять крепкий, хотя неоднозначный  фильм. Его создатели честно предупредили зрителя, что картина основана на реальных событиях, хотя иногда они изменены в угоду художественному вымыслу. Вот над вымыслом-то порой хочется слезами обливаться, ведь некоторую долю клюквы авторы фильма нам по традиции отгрузили. Начиная с мелочей. Жители Гуниба  снимались в массовке и  принесли немало утвари для съемок. И в кадре иногда появляются кубачинские кувшины и мечи, хотя действие фильма происходит в ауле Ахульго, а там веками  были свои кузнецы, со своей неповторимой техникой. Что до несостыковок посущественней, то вся эта фенимор-куперовщина  историков и вовсе ужасает.

Аманат переводится как «заложник» или «компромисс». То ли в  большой политике, то ли в  большой любви. Девятилетнего сына Шамиль вынужден был передать Российской империи: шла Кавказская война, и в определенный момент имам оказался заблокированным в одном из аулов. Ему поставили условие – передать сына в аманаты и сдаться самому. Шамиль сколько мог оттягивал решение, но потом был вынужден отдать сына Джамалуддина  (его играет Амин Хуратов), и тот  попадает в Санкт-Петербург (весь фильм сопровождается восхитительными локациями Кавказского хребта и зимнего Питера), но сам ускользнул. 

Аманат тепло принят в столице, сам царь его опекает. Мальчик учится в кадетском корпусе и понемногу становится патриотом России. Спустя годы  зачисляется в полк. Хотя интересуется больше не военным делом, а науками, особенно математикой. Интересно наблюдать, как в горце формируется  русский дух.  Амин Хуратов –парень довольно мягкий и романтичный, так и играет,  а когда началась любовная линия (с Елизаветой Олениной, ее играет Варвара Комарова), старший сын железного имама совсем расклеился. Хотя дальше писем и романтических поцелуев дело не пошло.

Любовь и долг

А между тем дела на Кавказе шли ни шатко ни валко, с переменным успехом ( вообще эта  вой­на шла почти полвека). Шамиль  железной рукой усмиряет Кавказ, властвует в Дагестане и Чечне, совершает набеги на Грузию, но  не оставляет  попыток вернуть старшего сына, действуя доступными ему способами – похищая заложников для торговли и выкупа и предлагая их России. Лишь с третьей попытки, когда он пленил родню грузинского князя,   фрейлин императрицы, Николай I согласился на обмен. Власть рассчитывала, что русифицированный аманат окажет нужное влияние на отца. Тут перед молодым человеком встает новый нелегкий выбор – между любовью и чувством долга. Недолго поколебавшись, Джамалуддин решает вернуться к отцу, обещая возлюбленной, что когда кончится война, вернется за ней.

Его меняют на заложников.  Встречать старшего сына вышло едва ли не все войско Шамиля. Но перед обменом умирает император, и его генералы просят горцев не сильно радоваться: все-таки траур.  

Шамиль возлагает на сына большие надежды, но они не очень-то оправдываются – в результате хитроумного обмена  он получает русского офицера и патриота России.  Джамалуддин не горит желанием сражаться с неверными, толкует отцу про прогрессивные реформы в России и читает ученые книги, которые в большом количестве привез с собой. Отец его вразумляет как может. Женит  на знатной  местной  чеченке. Но сын тоскует по возлюбленной и пытается организовать встречу с Елизаветой.

А у той тоже все сложно, девушка помолвлена.  Ее жених,  граф Мамонов, в исполнении Дани­ила Страхова – тот еще фрукт. Офицер организовал в своем поместье производство примитивных оптических прицелов (середина XIX века!), которые потом, после отправки в кавказскую армию, поставляет мятежным горцам через агента турецкой разведки с целью нарушить хрупкое перемирие между русскими и горцами. Авторы, наверное, спутали дворян середины XIX века и дельцов «лихих 90-х».

О предательстве Мамонова, подслушав его разговор с турецким агентом, узнала Елизавета, которая вместе с родителями приехала на Кавказ.  Елизавета тут же убегает из дома и, побродив по базару, находит человека, готового отвезти ее в горы, к Джамалуддину). Но  девица попадает в лапы к турецкому агенту, который пытается шантажировать Джамалуддина. Мол, забирай девушку и уезжай куда хочешь, не мешай разжигать войну. Тем временем в горы идет отряд Мамонова с целью начать боевые действия и нарушить заключенное перемирие. В конце концов Лизу спасают, агента убивают, а Джамалуддин на коне и в русском мундире врывается в гущу схватки между русскими и горцами и призывает их прекратить бой. Затем следует дуэль между главным героем и Мамоновым, где Джамалуддин, естественно, побеждает, но сохраняет противнику жизнь. От ран и начавшейся чахотки герой умирает, напоследок умоляя отца примириться с русскими. Заключительная сцена фильма – император Александр II лично показывает Шамилю класс, где учился его сын. Кто тут победитель, а кто побежденный, понять невозможно. 

Судьба семьи

Хочется обратиться к первоисточникам, из которых мы узнаем, что реальный сын Шамиля ни в каких боевых действиях участия не принимал: отец ему не доверял, поручал инженерную работу и пару раз сажал в яму, прочистить мозги.  Была ли у молодых людей любовь, историки спорят. Никаких писем не сохранилось. Все началось с ненадежных мемуаров племянника Олениной, которая пережила Джамалуддина на 64 года. Потом пошло-поехало – княжна Черская, Пикуль, Акунин…

Но не будем мелочиться – все ж таки кино, которое хорошо показало, что Кавказская война была долгой, муторной  и кровавой. С  каким трудом,  огромными жертвами,   шло создание государства Российского. Как формировался единый народ,  как в ратном деле и в повседневной жизни взаимообогащались этносы, с разной верой и укладами,  учась жить вместе.

А два солнца на Гунибском плато мы так и не увидели. Зато увидели беседку – на этом месте Шамиль сдался в плен князю Барятинскому. А потом жил в Калуге, фактически тоже заложником. Два заложника – отец и сын. Такая у этой семьи была  судьба.  

Фоторепортаж