Жителей Алтайского края приглашают на фестиваль лоскутного шитья

18:30, 20 мая 2022г, Культура 856


Жителей Алтайского края приглашают на фестиваль лоскутного шитья Фото №1
Жителей Алтайского края приглашают на фестиваль лоскутного шитья Фото №2
Жителей Алтайского края приглашают на фестиваль лоскутного шитья Фото №3
Жителей Алтайского края приглашают на фестиваль лоскутного шитья Фото №4
Жителей Алтайского края приглашают на фестиваль лоскутного шитья Миниатюра №5
Жителей Алтайского края приглашают на фестиваль лоскутного шитья Миниатюра №5
Жителей Алтайского края приглашают на фестиваль лоскутного шитья Миниатюра №5
Жителей Алтайского края приглашают на фестиваль лоскутного шитья Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Барнауле проходит Меж­региональный фестиваль лоскутного шитья.
 

В его рамках в Выставочном зале музея «Город» открылись сразу три поразительные выставки, на которых представлены сотни работ: декоративные панно, одеяла, подушки, салфетки, одежда и сумки и множество других предметов, доказывающих, что лоскутное шитье сегодня переживает настоящий расцвет. Первая экспозиция – традиционная краевая биеннале декоративного искусства «Лоскутные узоры Алтая», которая проходит уже в седьмой раз. Вторая – выставка «России женская душа» творческой группы «Лоскутные живописцы», еще один проект называется «Импровизация в пэчворке».

Из горы одеял

– Выставку декоративного искусства «Лоскутные узоры Алтая» мы проводим с 2003 года, а с 2016-го она превратилась в полноценный фестиваль, – говорит организатор, ведущий методист краевого Дома народного творчества Наталья Белякова. – Мне пришло в голову, что стоит привозить какие-то передвижные выставки ведущих мастеров России.

Мастерам не хочется шить «в свой сундук», объясняет Наталья Михайловна. Хотя отправлять свои работы за Урал из европейской части России им зачастую приходится за собственный счет.

– Всегда страшно, вернутся ли они, – говорит искусствовед, замдиректора Художественного музея Алтайского края Наталья Царёва. – Во-вторых, надо вложиться материально, чтобы отправить посылку в Барнаул. А они ведь объемные, тяжелые, это дорого! И экспозицию делать непросто, когда на полу лежат эти горы одеял. А сейчас кажется, будто эти работы специально созданы для этих стен.

Просто художник

Действительно, каждому полотну нашли свое идеальное место, чтобы соседние работы выгодно оттеняли друг друга.

82-летняя Светлана Булатова, народный мастер Алтайского края, подала на выставку восемь работ, в итоге в экспозицию уместились три, зато запоминающиеся: два драматичных панно на экологическую тему («Берегите лес» и «Пластик в океане»), еще одно под названием «Биттерляндия» посвящено творчеству ее друга, живущего в Берлине, уроженца России художника Андрея Биттера.

– Андрюша делает из бумаги аппликации, и я всегда была ими так очарована, постила их в соцсетях годами! – рассказывает мастерица. – И захотелось их сшить.
А когда сшила и прислала ему фото, он сказал: «Твои лучше, живее и добрее, выставляй их под своим именем!» Я ответила: вот уж нет, мол, Биттера каждый знает. Поэтому придумала такое название.

Для мастерицы это не первый случай обращения к творчеству современных художников: два года назад она представляла работы, вдохновленные творчеством своей дочери, художницы Елены Булатовой. В свое время сшила картину известного красноярского авангардиста Андрея Поздеева. Но и без этого ее произведения регулярно пополняют фонды краевых музеев – краеведческого и Художественного. А давний друг и помощник Светланы Фёдоровны Виталий Коньшин отмечает: «Мне кажется, сейчас она перешагнула ступень ремесла и стала просто художником».

«Приди и учись»

Зачем нужны такие фестивали, кроме как для услады зрительских глаз? Народный мастер Лариса Храбрых объясняет:

– Я с прошлой выставки работала мало, сшила четыре одеяла, много наволочек, всяких ланчматов (салфетки для завтрака. – Прим. ред.), а больших работ почти не делала – только вон ту и еще вот эту простегала. И вот теперь хожу и думаю: ну, Лариса дорогая, что ж ты плохо работала? (Смеется.) Тут так много всего, надо вдохновляться, учиться. Вон Татьяна Львовна Горбунова – ее работы меня восхитили, просто чудесные! Но даже если ты одну какую-то маленькую вещь сшил, все равно приди и учись!

Лариса Васильевна явно скромничает: ее «День птиц», сшитый в 2017 году и слегка подновленный, все это время выставлялся в других регионах. Сначала в Петербурге, затем в Москве, потом в текстильной столице Иваново и в Барнаул вернулся только сейчас. А искусствоведы всегда отмечают тонкость цветовых сочетаний, свойственных ее панно.

– Вы ведь профессиональный архитектор, вам это как-то помогает? – спрашиваем мастерицу.

– Видите, у меня все по линеечке? Как мы когда-то начинали чертить – на кульмане, карандашиком. Такая же у меня и графика. Архитектурная работа – это когда из каких-то деталей собираешь, так и тут.

«Я вспоминаю, как робко делали первые шаги алтайские мастерицы, – говорит Наталья Царёва. – В начале 2000-х к ним относились свысока – а в то время в Новосибирске, например, уже было несколько объединений мастеров. Так что выставки и фестивали для них школа, возможность увидеть, что делают другие. А теперь они и сами проводят мастер-классы по районам края. И вы бы видели, сколько людей на них приходит!»

Передвижные выставки

Работы проекта «Импровизация в пэчворке» выполнены мастерами Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Костромской областей и Алтайского края по авторскому курсу Юлии Решетниковой (Италия). Она учит импровизационному шитью без линеек и математических расчетов, свободному крою.

Проект «России женская душа» создала группа «Лоскутные живописцы», которую организовала выдающаяся мастерица, педагог и художник Любовь Лежанина. Работы выполнены авторами из России, Белоруссии и Латвии по картинам художника Андрея Симакова из цикла «Русский календарь».
 

Фоторепортаж
Блоги