В Барнауле открылась юбилейная выставка известного художника Владимира Максименко

15:16, 21 января 2023г, Культура 948


В Барнауле открылась юбилейная выставка известного художника Владимира Максименко Фото №1
В Барнауле открылась юбилейная выставка известного художника Владимира Максименко Фото №2
В Барнауле открылась юбилейная выставка известного художника Владимира Максименко Фото №3
В Барнауле открылась юбилейная выставка известного художника Владимира Максименко Фото №4
В Барнауле открылась юбилейная выставка известного художника Владимира Максименко Миниатюра №5
В Барнауле открылась юбилейная выставка известного художника Владимира Максименко Миниатюра №5
В Барнауле открылась юбилейная выставка известного художника Владимира Максименко Миниатюра №5
В Барнауле открылась юбилейная выставка известного художника Владимира Максименко Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

«Да будет цвет» – так называется юбилейная выставка известного художника и педагога Владимира Максименко, открывшаяся в барнаульской галерее «Турина гора».

Выбранному девизу его первая за долгое время персональная экспозиция соответствует на все сто: именно природа цвета – предмет и теоретического, и практического интереса живописца, который когда-то начинал как книжный график. И потому в небольшом пространстве арт-галереи сейчас представлены исключительно работы последних пятнадцати лет. Как признался в разговоре с корреспондентами «АП» сам Владимир Максименко, ранние произведения сюда бы не вписались: «С тех пор я стал гораздо цветнее».

Новый этап

Поворотным моментом в творчестве сам художник называет поездку с женой Светланой на Гаити, где он был с этюдником и две недели писал на пленэре. Рассказывает, как местные жители называли его «сеньор русский художник», а он так вдохновился увиденным, что решил отныне писать большие картины «цветно-цветно»:

– Однажды во время работы подошла очень пожилая женщина, по-английски сказала, что работала в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, спросила, не импрессионист ли я. Потом показала своему мужу: «Это хорошая живопись». Сразу, как вернулся оттуда, написал тот большой портрет Светы, и как из меня поперли новые работы! (Смеется.) И когда готовился к этой выставке, то посмотрел в мастерской на свои старые «классические» картины и подумал, что, наверное, ничто из них сюда не подойдет. Новый этап, новая жизнь.

Все, конечно, не так просто: еще до того озарения на пленэре в далекой стране в Карибском море был много раз прочитан Ван Гог, а еще написаны первые собственные труды по цветоведению – науке, которую даже профессиональные художники называют очень непростой (книга Максименко «Живые краски» вышла еще в 1998 году). Постепенно выработалась собственная система работы на трех палитрах: первая – черная, или полноцветная гризайль, или подмалевок. Вторая – насыщенная, третья – «белая». Законченное произведение можно создать за три дня.

Далекому от искусства человеку уяснить это нелегко, но система, похоже, работает,  о чем свидетельствуют успехи учеников Владимира Петровича, которые пришли к нему заниматься живописью, будучи уже взрослыми людьми, состоявшимися в совершенно других сферах.

– Мы благодарим вас за то, что вы ведете нас за руку, даете возможность разгуляться на холсте, – сказала на открытии выставки ученица Светлана Воронцова. – И за то, что останавливаете нас время от времени, когда мы слишком разгулялись. А еще за то, что знаете кучу историй, которые скрашивают нашу жизнь.

Большая жизнь художника

Владимир Максименко родился в Рубцовске 30 декабря 1952 года. Живет и работает в Барнауле. Занимался в студии Алексея Иевлева, а в 1979 окончил Новоалтайское художественное училище. Иллюстрировал и оформил десятки книг Алтайского книжного издательства, где с 1980 по 1988 год был художественным редактором. Пейзажной и портретной живописью занимается с 1992 года.

– Владимир – многожанровый художник, даже в этом маленьком зале вы видите и портреты, и пейзажи, и графику, – говорит куратор выставки искусствовед Любовь Норгелене. – Что касается пейзажей, то каждая природная среда имеет у него свое цветовое звучание. Меня поразила работа «Колыванская лошадка». Я прекрасно знаю это озеро и место, с которого оно написано, и у многих художников видела колыванские пейзажи. Но так ясно звучащих, с такими живыми красками – никогда.

Помимо завершенных живописных работ в экспозицию вошли этюды, написанные на Алтае и в Хакасии, а еще несколько небольших графических листов из серии «Мои дети рисуют. Я рисую детей» – трогательных портретов совсем юных учеников, с которыми Владимир Петрович занимается в детском технопарке «Кванториум.22». Их особо отметила искусствовед, заместитель директора Художественного музея Алтайского края Наталья Царёва: «Кажется, что рисунок сделан за одно мгновение. Но чтобы провести такую точную линию, надо прожить целую большую жизнь художника».

Вспышка живописи

– Нам, зрителям, везет, что мы видим не работу художника, а только ее результат, кажущуюся легкость и упоение, – уверена Царёва. – Поэтому когда смотришь на живопись Владимира Максименко, кажется, что это написано лихо. И ведь его работы никогда ни с кем не спутаешь на коллективных выставках: идешь по залу – и вдруг какая-то вспышка, что-то необыкновенно живое, несущее в себе доброе эмоциональное содержание.

– О том, что наш юбиляр – замечательный человек, свидетельствует то, что в такой морозный день у нас полный зал гостей, друзей и любителей его творчества», – говорит заведующая кафедрой искусств Института гуманитарных наук АлтГУ Ирина Черняева. – Как заведующая кафедрой, я понимаю, насколько сложно художнику быть педагогом, – говорит Черняева. – Художник ведь человек свободный, его душа требует творчества, поиска, и далеко не каждый способен так трепетно, с любовью передавать свои знания и умения следующему поколению.

Кстати

Своим пониманием природы цвета художник поделился 19 января на лекции в Алтайском краеведческом музее. Ну а его выставка, способная согреть в любой мороз, будет работать в галерее «Турина гора» до 11 февраля.

Фоторепортаж