В Барнауле работает выставка раритетных газет

12:38, 20 января 2023г, Культура 931


В Барнауле работает выставка раритетных газет Фото №1
В Барнауле работает выставка раритетных газет Фото №2
В Барнауле работает выставка раритетных газет Фото №3
В Барнауле работает выставка раритетных газет Фото №4
В Барнауле работает выставка раритетных газет Фото №5
В Барнауле работает выставка раритетных газет Фото №6
В Барнауле работает выставка раритетных газет Фото №7
В Барнауле работает выставка раритетных газет Миниатюра №8
В Барнауле работает выставка раритетных газет Миниатюра №8
В Барнауле работает выставка раритетных газет Миниатюра №8
В Барнауле работает выставка раритетных газет Миниатюра №8
В Барнауле работает выставка раритетных газет Миниатюра №8
В Барнауле работает выставка раритетных газет Миниатюра №8
В Барнауле работает выставка раритетных газет Миниатюра №8

Фото Олег БОГДАНОВ

Выставка раритетных газет из коллекции известного дизайнера Алексея Шелепова открылась в Алтайском краеведческом музее.

Ее название «Ротация времени» отсылает к ротационной машине печати (скоропечатная типографская машина с вращающимся валом), но, очевидно, содержит куда больше смыслов.

В экспозиции, которая проходит в выставочном зале музея, раритетных газет 63 (в личной коллекции Шелепова их еще больше), самой старой – лондонской The Observator – более 300 лет. Торжественное открытие приурочили ко Дню российской печати, но, как напомнили в музее, «газета – первый черновик истории», так что интересна выставка будет отнюдь не только сотрудникам СМИ и всем причастным. Тем более что она открывает юбилейный год АГКМ, которому в 2023-м исполняется 200 лет.

Другая ценность

– Я считаю, что как первоисточник газета уникальна: в ней можно увидеть отражение событий, где непосредственно присутствовали корреспонденты, а фотографы зафиксировали этот момент, – сказала на открытии директор краеведческого музея Наталья Вакалова. – И спустя сто, двести лет мы можем увидеть, что происходило во всем мире. Для музейщиков этот первоисточник незаменим. Сегодня, читая о первом полете в космос, я погружаюсь в то время благодаря газетам.

Вообще-то, как не раз отметил сам владелец этого собрания, арт-директор издательского дома «Алтапресс» Алексей Шелепов, он и не планировал коллекционировать пожелтевшие от времени листы. Журналистам он рассказал, что изначально собирались современные газеты из разных городов и стран:

– Они нужны были для работы – просто чтобы оставаться в тренде, отслеживать какие-то профессиональные веяния. Это стандартная практика для издательского дома. К тому же когда журналисты куда-то едут, даже если в отпуск, они не могут не купить местную газету, правильно? Поэтому коллеги везли их из Италии, Франции. А потом стали добавляться какие-то артефакты.

Сейчас таких исторических артефактов уже около сотни. Самые интересные хранятся под стеклом, периодически выставляются в издательском доме. «Газета же ценна своей свежестью, когда она еще пахнет типографской краской. Но вдруг оказалось, что газеты, которые живут долго, тоже становятся ценными», – замечает дизайнер.

В ожидании «Титаника»

«Я люблю, когда коллекционеры показывают накопленные богатства широкому зрителю, – говорит главный специалист Минкультуры края Анна Лебедева. – Не хранят в тайном месте, а позволяют всем удивиться и порадоваться, что такое собрание сегодня есть в нашем крае».

При этом неизбежный разговор о ценности и особенно стоимости такой коллекции, как признает Алексей Шелепов, не так прост:

– В антикварных лавках в любом европейском городе старые газеты продаются просто как макулатура. Но если в этой пачке найдется событийный артефакт, он уже обретает свою реальную стоимость. Обычно самыми дорогими в коллекциях являются газеты про гибель «Титаника» – у нас такого экземпляра пока нет. И все же главное в коллекции не стоимость в деньгах. Самый большой ресурс, который мы затратили, – это время…

Итак, старейший номер на выставке был выпущен 16 сентября 1682 года. Есть в коллекции и Gazette Francaise от 31 марта 1794 года (эпоха террора в годы Великой французской революции), и отечественные издания – «Русский инвалид, или Военные ведомости», «Русское слово», «Известия». Вышедшая 30 августа 1917 года «Речь» демонстрирует буквально белые пятна цензуры – запрещенные к печати материалы. Зафиксированы коронации и смерти монархов, уход из жизни великих писателей и художников (а также главных поп-звезд современности – есть обложка нью-йоркской Daily News от 26 июня 2009 года, сообщающая о кончине Майкла Джексона), первые полеты в космос и первые шаги по Луне.

Впрочем, профессионалы, как обычно, смотрят на другое.

– Я как будто попала в машину времени, – сказала на открытии председатель Алтайского отделения Союза дизайнеров России Юлия Раменская. – Меня поразили не столько иностранные издания, сколько наши, отечественные, особенно начала ХХ века. Здесь можно смотреть не только на содержание, но и на форму, на то, как работает типографика (искусство оформления печатного текста. – Ред.), как меняется верстка.

Директор АГКМ пообещала Юлии Владимировне, что во время выставки «Ротация времени» об этом поговорят на лекциях. А экспозиция будет работать до 12 февраля по адресу: ул. Ползунова, 39.

Фоторепортаж