Рекорд за 10 лет. По рекам Алтайского края планируется перевезти более одного миллиона тонн инертных материалов

14:32, 05 сентября 2022г, Транспорт 391


Рекорд за 10 лет. По рекам Алтайского края планируется перевезти более одного миллиона тонн инертных материалов Фото №1

До 2014 года речная навигация в Алтайском крае длилась чуть больше двух месяцев, а дноуглубительные работы вовсе не проводились. Сегодня грузы по водным путям перевозятся в течение полугода, четыре земснаряда ежегодно извлекают более 1,3 миллиона кубических метров грунта. В этом сезоне планы по углублению рек уже завершены на 85%.

Спасли от разрушения

Грузовая навигация в Алтайском крае ведется на 620 километрах водных путей – реках Бии, Катуни и Оби. На этих направлениях расположено 120 перекатов с низким уровнем воды. Чтобы прохождение по участкам было безопасным, с середины мая в регионе начинаются работы по дноуглублению. До начала ледостава речникам необходимо понизить все проблемные места до 1,5 метра.

– Эти меры необходимы для безопасного прохождения грузового флота по рекам, – поясняет начальник Барнаульского района водных путей и судоходства Александр Чуприн. – Если мы не будем заниматься такой работой, уровень воды не позволит загружать баржи на 100%, отчего снизится как рентабельность перевозок, так и грузооборот в целом.

В этом году объем дноуглубительных работ на реках края превышает 1,3 млн кубических метров, в прошлом сезоне этот показатель был меньше на 100 тысяч. Основные объемы уже выполнены, земснарядам осталось выкачать менее 150 тысяч кубов грунта. До середины сентября план будет закрыт.

Еще не так давно о таких показателях даже не задумывались – с 1993 по 2014 год дноуглубление в нашем регионе не осуществлялось. Сегодня на реках региона работают четыре земснаряда, самый мощный из них – «Обский-1006». Он круглосуточно перекачивает по 20 тысяч тонн грунта, хотя еще в 2014 году обсуждалась его утилизация. Тогда навигация длилась 70 суток и стоял вопрос полной остановки речных грузоперевозок.

От разрушения отрасль спасло трехстороннее соглашение между краевыми властями, администрацией Обского бассейна и частным бизнесом. Только благодаря этому земснаряды остались на ходу, а объем дноуглубления и грузоперевозок ежегодно увеличивается.

– В 2016 году на земснаряде «Обский-1006» поменяли корпус. Два года заняло техническое переоснащение. После этого он вышел на воду. На восстановление потратили сотни миллионов рублей, но это несоизмеримо с тем объемом работ, который он выполняет, – подчеркивает Чуприн. – Это флагманская техника, подобные агрегаты уже давно не строят в России. Главное его преимущество – эффективность. На один куб грунта расходуется до 200 граммов солярки. Это самый экономичный показатель в алтайском бассейне.

Судно – второй дом

Самый мощный в крае земснаряд работает на Оби в 100 километрах от Барнаула, его обслуживанием занимается 13 человек. Производительность достигает тысячи кубов в час. Дноуглубление ведется круглосуточно, поэтому команда на весь сезон приезжает на вахту и покидает судно только в экстренных случаях.

– Скучать не приходится – работы здесь много, особенно если происходит что-то непредвиденное. У нас недавно затонули два понтона из сети грунтопровода. Два дня мы вытаскивали их из воды, все это время простаивали. Как тут заскучаешь? – рассказывает старший помощник механика Сергей Новиков.

Снаряд может углублять водоемы до 11 метров, но потребности в таком погружении нет. В среднем участки откачивают до 3,5 метра – этого достаточно для безопасного прохода грузовых судов.

С сентября на «Обском-1006» начнется переоборудование и ремонт. Снаряд не новый, поэтому во время простоя ему требуется особый уход. Весь сезон оборудование работает в контакте с песком, он разъедает металл, из-за чего приходится менять многие механизмы.

Первым делом ремонтная бригада установит новую помпу – насос, который осуществляет перекачку грунта. Также поменяют старый металлический грунтопровод. Уже приобретен специальный узел из резины. Запланирована замена системы управления и главного двигателя. В обновление судна будет вложено порядка 110 млн рублей.

Рекордные объёмы

В 2022 году по рекам края планируется перевезти более одного миллиона тонн инертных материалов – рекордный показатель за последние 10 лет. До подписания трехстороннего соглашения эти объемы транспортировались по дорогам региона. Уже переправлено 844 тысячи тонн. Навигация продлится еще два месяца, поэтому до конца сезона план будет выполнен.

– В этом году глубина рек на некоторых участках достигла минимально низких значений, где-то даже началось обмеление. Сегодня приточность составляет 58% от нормы. Благодаря дно­углублению такая аномалия не сказывается на наших планах, но приходится оперативно мониторить участки с низким уровнем воды и выкачивать оттуда грунт, – объяснил Александр Чуприн.

Ситуация на реках края улучшится уже в следующем году, когда в регион поступит новый земснаряд. Стоимость судна составит около 970 миллионов рублей, а его мощность достигает 700 кубических метров в час. Поставка ожидалась в 2024 году, но строительство ведется с опережением графика.

– Проблем с запчастями и оборудованием не возникает, поэтому мы ожидаем, что уже в следующем году машина будет поставлена в наш регион, – поделился Чуприн.

Когда новый земснаряд выйдет на реки края, объемы дноуглубления не вырастут – сегодняшних показателей достаточно для спокойного сезона навигации. Но нагрузка на имеющееся оборудование заметно снизится.

Фоторепортаж