Таксисты начнут работать по-новому

10:49, 18 января 2023г, Транспорт 667


Таксисты начнут работать по-новому Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

В 2023 году сферы пассажирских перевозок коснулись серьезные изменения. Теперь в законе «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковых такси в РФ…» служба заказа такси закреплена на законодательном уровне, агрегаторы не смогут принимать на работу водителей с судимостями и злостных нарушителей, обозначены требования к автомобилям. Разбираемся, как это отразится на тарифах и безопасности пассажиров.

Официальный статус

Одно из главных изменений – появление в законодательстве понятия «служба заказа такси» и введение сопутствующего пакета норм. Основная проблема предыдущей версии закона в первую очередь заключалась в ответственности. Ранее она ложилась на исполнителя, а агрегатор оставался в тени и позиционировал себя как информационный сервис.

Теперь служба заказа зафиксирована в законодательстве, и в случае эксцессов именно она будет нести полную ответственность перед пассажиром. К ней предъявляется целый список требований, создаются реестры, из которых можно вылететь при систематических нарушениях. И именно агрегаторы будут оценивать водителя по критериям и проверять, что при перевозках он соблюдает все нормы.

Также в новом законе фигурируют физические лица, которые, получив статус самозанятого, смогут сотрудничать с агрегаторами: получать заказы и выполнять их. Для этого требуется лишь личный автомобиль. В этом случае ответственность агрегатора становится субсидиарной и будет разделена между агрегатором и исполнителем. Но это не значит, что водителям обязательно оформлять самозанятость. Работать на службу заказа все еще можно напрямую.

Водитель, не нарушай!

Теперь водителем такси сможет устроиться не каждый желающий. С 2023 года запрещено нанимать людей с судимостями за насильственные преступления и злостных нарушителей ПДД. Если шофер в течение года после первого возврата прав снова попал под лишенческую статью, работать в такси он не сможет. 

Приостановить разрешение на работу могут и за три непогашенных штрафа, но после их оплаты можно восстановиться. За регулярные нарушения разрешение на пассажирские перевозки аннулируется совсем.

– Как и прежде водители будут проходить предрейсовый и послерейсовый осмотры, технический и медицинский. Но теперь вводится возможность дистанционного контроля, – объясняет начальник сектора такси краевого министерства транспорта Денис Касьянов. – Пока агрегаторы не спешат внедрять эту инновацию, потому что для этого требуется дополнительное оборудование. Стоит отметить, что в других видах перевозок дистанционные проверки действуют уже давно и хорошо себя зарекомендовали. Надеемся, что в легковом такси вскоре появятся необходимые устройства, что упростит как труд водителей, так и работу проверяющих органов.

Интересно звучит требование сдавать экзамен по географии города. Проводить тестирование и оценивать знания таксистов будет краевой Минтранс. Но пока обсуждается целесообразность таких проверок, потому что во всех авто установлены навигаторы, и в век цифровых технологий досконально знать город необязательно. Возникает вопрос – есть ли реальная необходимость в таком экзамене.

Небольшая цена безопасности

Одна из сложностей взаимодействия с агрегаторами – их виртуальный характер. Побороть проблему предполагается за счет создания региональных представительств. Но для этого необходимо, чтобы на линию выходило более четырех тысяч авто за сутки. Создать такое представительство компания должна в срок не более 30 суток после того, как число машин превысило указанный порог.

Денис Касьянов затруднился ответить, актуальна ли эта цифра для Барнаула. Но требование вступит в силу с 2025 года, поэтому говорить об открытии офисов пока преждевременно. Впрочем, из закона не очень понятно, чем именно будет заниматься представительство и какую пользу оно принесет клиентам.

– Все изменения носят скорее юридический характер – обозначены новые действующие лица, определены их права и обязанности, – подчеркивает чиновник. – Это не значит, что службы заказа поспешат открывать представительства в крупных городах и устанавливать в автомобили условные алкотестеры. Поэтому, на мой взгляд, поправки не отразятся на тарифах. Возможно, что в час пик нехватка водителей будет ощущаться еще острее. Но такова цена безопасности.

В законе не оговаривается цвет автомобилей, хотя одно время обсуждались желтый и белый. Также не прошло предложение использовать для перевозки только российские машины. Не будет ограничений и по возрасту транспорта. Но теперь все авто должны иметь шашечки в виде цветографических схем и оранжевый фонарь на крыше, а в салоне необходимо размешать информацию о перевозчике и водителе.

– Однозначно службы такси станут безопаснее. Повысится прозрачность их деятельности, водители будут проходить более тщательный отбор, медицинский контроль. Безусловно, это положительные изменения, в первую очередь для пассажиров, – считает Касьянов.

Справка

Более 10 тысяч жителей Алтайского края работают в сфере такси.

Фоторепортаж