Новая школа и старая пижамка. Барнаульский нейропсихолог рассказала, что происходит с мозгом первоклассника и как вести себя родителям

0 2
0
(0)

«Мы хотим отдать ребенка в школу, и чтобы он сразу был прилежным, самостоятельным и хорошие оценки носил. А это происходит либо нестабильно, либо не происходит вообще. Вроде все сделано: костюмчик и портфель купили, карандашами и тетрадками снабдили – в общем, все ингредиенты правильные, а суп невкусный», — нейропсихолог Лариса Головина рассказала, как меняется жизнь ребенка с приходом в школу, и как его родителям не угробить психику чада.

Новая школа и старая пижамка. Барнаульский нейропсихолог рассказала, что происходит с мозгом первоклассника и как вести себя родителям

Первоклассник. Школа.

Содержание:

Проблема №1. Смена обстановки

— Часто родители не придают должного значения тому, что ребенок идет в школу, и не учитывают тех колоссальных перестроек, которые происходят в образе жизни и мышлении маленького человека. Казалось бы, что сложного в начальной школе, вот мы-то работаем, нам-то тяжело, мы-то устаем. Но надо понимать, что у ребенка поменялся социальный статус, с ним пришли совершенно новые виды деятельности и новые условия, в которых нужно действовать. Это бросает серьезный вызов мозгу.

Любой психический процесс требует от мозга реальных энергозатрат. Качество этого процесса напрямую зависит от того, сколько у мозга на складах есть ресурсов. Когда мы начинаем заниматься новой деятельностью или оказываемся в новых условиях, это в разы повышает энергоемкость.

Пример из взрослой жизни. Если вы режете дома салат, то процесс доведен до автоматизма, вы можете в это время с мужем болтать, сериал смотреть, отвлечься и быстро еще чай поставить. А если вы приходите к подружке и помогаете ей на кухне, то быстро обнаруживаете, что не можете найти нож и подходящую тарелку и что нужно смотреть на доску, чтобы пальцы не порезать. Оказывается, что мозгу не хватает ресурсов, чтобы одновременно обеспечить несколько процессов.

Итак, у первоклассника все вокруг незнакомое – новое место, новый коллектив, новая тетенька-учительница. Все это требует от мозга усилий, и если он изначально слабенький, то сдает очень быстро.

Новая школа и старая пижамка. Барнаульский нейропсихолог рассказала, что происходит с мозгом первоклассника и как вести себя родителям

Лариса Головина, нейропсихолог.

Как поступать родителям

— Стоит максимально снизить концентрацию новизны в жизни ребенка – ее и так навалом. Стараемся по возможности сделать так, чтобы ребенка окружало все привычное: игрушки, книжки, посуда, еда, игровой уголок, старая пижамка, пусть она и с дырками. Пусть и какие-то формы развлечений тоже будут какое-то время привычными. Не вводите ничего нового.

Проблема №2. Эмоции и воля

— Новая – учебная – деятельность по своей сложности на порядок выше, чем была у ребенка до этого. Раньше он, в принципе, уже с ней сталкивался, но только в игровой форме.

Игра апеллирует к эмоциональной вовлеченности, к интересу. Играть же нельзя, когда тебе неинтересно или невесело. Эта деятельность эксплуатирует непроизвольную мотивацию. У учебной деятельности принципиально другая мотивационная структура – она затрагивается волевые процессы. Себя приходится буквально вовлекать в нее усилием воли, то есть заставлять себя. И она далеко не всегда интересная.

Более того, все отвлекает ребенка от этой деятельности: ворона громко каркнула, вспомнил вчерашнюю драку с товарищем – это непроизвольные элементы, про них интересно думать, но нужно себя вернуть к учебе.

Проблема в том, что волевые процессы у ребенка очень неокрепшие. Они опираются на лобные структуры мозга, которые только начинают выходить на авансцену, и начальник из них так себе – неавторитетный, неопытный и командовать не умеет. Так что все рабочие процессы сбоят. А вот в «офисе» эмоций и непроизвольной мотивации как раз все уже давно работает слаженно.

Новая школа и старая пижамка. Барнаульский нейропсихолог рассказала, что происходит с мозгом первоклассника и как вести себя родителям

Первоклассники.

Как поступать родителям

— Родителям надо быть готовыми к тому, что эта передача «прав» от эмоций к воле займет какое-то время.

Становлению «волевого начальника» в голове способствует передача ребенку обязанностей по некоторым бытовым видам деятельности. Конечно, это надо было раньше начинать, но все же. Пусть убирает за собой посуду, заправляет кровать, помогает родителям выбирать продукты в магазине.

Воля должна научиться управлять простыми процессами и затем применять навыки на более сложных – учебных, в том числе.

Проблема №3. Скажи словами

— Ребенок и раньше пользовался речью, она ему знакома. До школы он мог познавать мир с помощью зрительных, слуховых и тактильных образов и действий и устанавливал между ними какие-то связи. Но в новом мире все больше властвуют речевые средства.

Очень многие вещи, которые он теперь изучает, имеют абстрактный характер – их нельзя потрогать или посмотреть, можно только помыслить с помощью речевых понятий. Например, какие-то научные термины. Вот разговаривал ребенок до семи лет своим нормальным русским языком, и тут ему говорят, что есть слово «слово». Что это, вообще? А еще слово имеет определенное место и значение в предложении, представьте. То есть за обычными и привычными словами ребенок должен видеть какую-то их отвлеченную сущность, от него требуют в этом разбираться.

Новая школа и старая пижамка. Барнаульский нейропсихолог рассказала, что происходит с мозгом первоклассника и как вести себя родителям

Первое сентября в школе

Дальше – больше. Ладно, география и биология, они имеют хоть какую-то материально-чувственную основу. А в математике и русском языке говорится полностью об абстрактных вещах. Здесь невозможно опереться ни какие связи, кроме вербально-логических.

Это бросает серьезный вызов возможностям мозга ребенка, поскольку абстрактное мышление очень энергозатратно. И вот тут мы понимаем, что маленький человек может упереться в потолок: не каждому мозгу эти вербально-логические связи дадутся легко, а кому-то и вовсе не дадутся.

Как поступать родителям

— Может оказаться так, что родитель — и сам носитель примерно такого же мозга с неразвитой системой вербально-логических связей и не любит абстракции. И тогда он не сможет помочь ребенку. Так что все же стоит опираться на рекомендации специалистов.

Рекомендация «отстаньте от ребенка, он сам все поймет» не работает. Связи нужно осваивать и нарабатывать. А может и вовсе не в этом его сила, а как раз в образном мышлении. Но разобраться в этом может только специалист.

Может ли сделать что-нибудь родитель? Обязательно надо помогать ребенку строить связи между явлениями и объектами, которые непосредственно глазу не видны. Есть, например, игра в лишнего. Когда мы называем пять слов, и четыре из них можно объединить в одну категорию по какому-то признаку, а пятое нет. Чаще рассуждаем с ребенком, например, о том, почему герой мультика поступил так, а не иначе. Говорим ребенку, что любим его, и пытаемся разобраться, что такое любовь, в чем она выражается. Фантазируем – «что было бы, если…».

Новая школа и старая пижамка. Барнаульский нейропсихолог рассказала, что происходит с мозгом первоклассника и как вести себя родителям

Первоклассники в школе.

Как понять, что мозг первоклассника закипает

— Давайте разберемся, что точно нельзя делать родителям в сентябре. Часто они спрашивают, в какие еще кружки отдать ребенка. Говорю категорично: ни в какие. А вот в октябре можно будет посмотреть. Часто последствия экстремальных школьных нагрузок могут быть отсроченными и проявиться не сразу, ребенок может какое-то время прожить на эйфории, а потом как устать сильно-пресильно.

Смотрим на физиологические процессы: сон и аппетит. Любые отклонения в плюс-минус должны насторожить. Кроме того, усталый организм больше подвержен инфекционным заболеваниям. Общий эмоциональный фон — также показатель: дети могут становиться вялыми, апатичными или, напротив, дерганными и раздражительными.

А если уж ребенок писаться начал – пора бить тревогу и резко снижать нагрузку, вплоть до того, что не ходить в школу в какой-то день. Это показатель того, что нервная система вообще не справляется, если она не может контролировать уже отлаженные процессы.

Если мы видим, что у ребенка хватает ресурсов еще на какую-то деятельность, то можно предложить что-то дополнительное. Но если с появлением кружка мы наблюдаем негативные физиологические изменения, то все отменяется. Внеучебная деятельность – это то, чем можно пожертвовать.

Источник: altapress.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.