Что объединяло краевую библиотеку и кузнечно-механическую мастерскую

0 180
0
(0)

Что объединяло краевую библиотеку и кузнечно-механическую мастерскую

Фома Ельков (в очках) с коллективом краевой библиотеки

Краевая библиотека до того, как в декабре 1971-го обосновалась в современном здании, сменила несколько адресов. И один из них «прославил» ее на всю страну.

Содержание:

«Прославились»

4 января 1951 года «Правда» напечатала фельетон своего собкора по Алтайскому краю А. Карамышева «Над молотом и наковальней», а уже 5 января этот хлесткий материал появился в «Алтайке». Надо полагать, произвел он эффект разорвавшейся бомбы. А ведь собкор просто описал ситуацию, заложниками которой тогда были и сотрудники, и читатели краевой библиотеки.

Вся страна узнала из «Правды» о «солидной индустриальной базе», что была подведена под учреждение культуры: на первом этаже здания размещалась… кузнечно-механическая мастерская краевого землеустройства. Можете представить такое соседство – станки, электромотор, кузнечный горн, наковальня!.. Приходили чиновники из различных организаций, составляли акты, подшивали их в дела, а воз, то есть горн с наковальней, оставался на прежнем месте. В финале зубодробительного текста автор назвал поименно, с указанием должностей, всех чиновников края, которые не хотели помочь библиотеке. Напомним, шел всего лишь 1951 год, Сталин был еще жив…

Фельетон возымел действие – уже через две недели по постановлению крайисполкома здание полностью передали библиотеке. Но, как рассказала занимающаяся изучением истории АКУНБ завотделом Шишковки Тамара Заковряшина, все было не так просто. Передать-то передали, да вот только обязали краевой отдел культпросветработы… построить новое здание для выселенных с первого этажа «жильцов». Отдел же оказал высокое доверие библиотеке. Представьте себе: мало того что здание построили уже к октябрю (на средства библиотеки!), но одновременно ее сотрудники хозспособом провели капитальный ремонт, перепланировку и переоборудование старого здания, переместили весь книжный фонд на «освобожденный» первый этаж. Невероятно? После того как я заочно познакомилась с нашим героем, скажу – нет, закономерно.

Тамара Заковряшина подробно изучила «труды и дни» Елькова на посту директора краевой библиотеки, но даже простое перечисление того, что он сделал для учреждения, займет очень много места на газетной полосе. До сих пор меня не оставляет не просто удивление – изумление: как мог один человек так порадеть о вверенном ему деле, сколько сил было у него, сколько часов в его сутках? Откуда такое рвение, такая страсть к делу, которому служишь?

Быть может, именно об этом мирном (но и ратном, как мы видим) труде мечтал Ельков на фронте? Наверное, его неутомимость – из рабселькоровской юности? А дотошность, щепетильность, выверенность действий – из его специальности библиографа?

Удивительный человек

Фома Ельков был выдающимся библиографом, замечательным коллекционером, краеведом и постоянным автором «Алтайки», принимал участие в подготовке краеведческих изданий, в том числе двухтомника «Боевая слава Алтая». На страницах нашей газеты он выступал со статьями не только о библиотечном деле, но рассказывал об истории родного края. К счастью, писала наша газета и о самом Елькове. Благодаря этому, а еще радению выдающегося знатока культуры края Людмилы Михайловны Остертаг можно узнать подробности биографии нашего героя.

Фома Павлович Ельков родился в семье крестьянина-переселенца из Курской губернии в 1907 году в с. Боровском Парфеновского (ныне Алейского) района. В 1926-м работал вожатым пионерского отряда Боровской семилетней школы. В лихие двадцатые Ельков был селькором, даже принимал участие в I Барнаульской окружной конференции рабселькоров. А ведь тогда от рук кулаков погибали авторы и во всей стране, и в нашем крае – что же удивляться смелости представителя тихой профессии в пятидесятые годы? Работал Ельков библиотекарем в Тальменке. Теперь известно, что трудился он в 1929-м в Чемале. В краевую библиотеку пришел в 1940-м. Еще до начала войны подготовил ценнейший библиографический материал, «Список изданий, выходящих в Барнауле с 1894 по 1940 годы». Профильное же образование наш герой получил заочно уже в 50 (!) лет – окончил после войны факультет библиографии Московского библиотечного института. Кстати, о любви к родному краю говорит такой факт: чтобы привить это высокое чувство молодым целинникам, Ельков в начале пятидесятых выступал перед ними с лекциями о крае. Прослушали эти самые лекции 16 тысяч (!) человек.

Стоит сказать, что Ельков был директором краевой библиотеки дважды, с перерывом на заведование в течение года новым – по его специальности! – библиографическим отделом. В январе 1951-го он во второй раз стал директором. Но и получив «во владение» все здание, не успокоился. Писал во все инстанции, настаивал, добивался… Потому что не мог не понимать: скоро библиотека вырастет из старого здания.

Мы с Тамарой Заковряшиной сошлись во мнении: такое рвение в работе не могло остаться неоцененным. В первую очередь «прославленными» в том хлестком фельетоне краевыми чиновниками. В библиотеку одна за другой пошли проверки… Известно, к чему они обычно приводят. В 1953-м Елькова сняли с должности.

Поиск продолжается

Но еще десять лет Фома Павлович проработал по своей специальности в краевой библиотеке. С 1963-го до пенсии пять лет он трудился в краевом партархиве научным работником. Ушел из жизни в апреле 1975-го.

…Казалось бы, мы, пусть и «пунктирно», восстановили биографию нашего героя. Но вот фронтовая его судьба, увы, пока терра инкогнита. Ни годы назад, ни сейчас не удалось найти имени Елькова в базах Минобороны. Да, такое бывает, хотя и очень редко.

Но я почти уверена, что служил Фома Павлович в 5-й гвардейской дивизии. Косвенно это подтверждает знак «Гвардия» на его парадном пиджаке. Постоянный автор «АП» Дмитрий Вейн опознал среди наград Елькова медаль «За победу под Москвой» – а 5-я гвардейская защищала столицу. Также известно, что уже в пятидесятые у Елькова был самый богатый архив по истории дивизии.

О причастности к 5-й гвардейской говорит и такой факт, обнаруженный мной в номере «АП» от 1 мая 1942-го. Ее вторая полоса вышла в тот день с подзаголовком «Будни пятой гвардейской дивизии». В центре поместили фотографию, на которой Алексей Стручков, бывший до войны редактором нашей газеты, в составе краевой делегации встречается с командованием дивизии. На этой полосе газеты разместили и заметки политруков, красноармейцев. Есть на странице и стихи. Подпись под одним из них такая – «Ф. Ельков, красноармеец».

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.