Эксперт рассказал о текущем положении отечественной «цифры» и перспективах российской ИТ-отрасли

0 37
0
(0)

Эксперт рассказал о текущем положении отечественной «цифры» и перспективах российской ИТ-отрасли

Содержание:

Фото Евгений НАЛИМОВ

Импортозамещение в сфере информационных технологий (ИТ) – это осознанная необходимость, без которой невозможно дальнейшее развитие страны. О текущем положении отечественной «цифры» и перспективах российской ИТ-отрасли «Алтайской правде» рассказал руководитель профильного комитета Алтайского отделения общественной организации «Опора России», директор ООО «Ноософт» Виталий Лажинцев.

Шаги к независимости

– Курс на импортозамещение был взят нашей страной еще в 2014 году. Какая работа в сфере информационных технологий была проделана за эти годы, и какие изменения произошли после введения западных санкций этой весной?

– За эти годы было создано, протестировано и внедрено немало отечественного программного обеспечения (ПО). Больше всего мы продвинулись в обеспечении информационной безопасности. В стране есть крупные компании, которые разработали выдающиеся комплексные решения для надежной работы многих отраслей.

Есть успехи в создании операционных систем, но они заточены под государственный сектор. Это правильно, потому что не очень хорошо, когда в налоговой или полиции на компьютерах Windows. В этом плане мы преуспели, и во многих российских ведомствах установлены отечественные «операционки». Разработаны и другие цифровые системы, качественные и не очень, но острой необходимости в них до недавних пор не было.

Сейчас некоторые приложения стали недоступны, и отечественных аналогов на замену им не нашлось. В первую очередь это касается как удобных пользовательских сервисов, так и операционных систем для массового пользования. Потому что российская ОС, установленная в полиции, неудобна для нас с вами. Мы же привыкли к многофункциональным и удобным «окнам». Сегодня я вижу развитие этого направления, но полностью заменить Microsoft, наверное, не удастся.

В этой ситуации выигрывают крупные компании-разработчики, потому что у них пропали иностранные конкуренты, российские структуры хотят с ними сотрудничать, а государство оказывает ощутимую поддержку. Мелкие ИТ-фирмы не располагают необходимыми средствами на разработку собственного глобального продукта.

– То есть, государственные учреждения уже можно назвать импортонезависимыми, а основные проблемы испытывают простые пользователи?

– Думаю, это так. Госструктуры уже полностью перешли на отечественное ПО, но качественных аналогов тем же YouTube или Zoom у нас пока нет.

Станут ли пользователи импортонезависимыми, покажет только время. Теоретически, государство может построить файрвол подобный тому, что сейчас в Китае. Но будет ли это оправдано?

Я все-таки надеюсь, что YouTube блокировать не станут, потому что там хранится огромное количество невинного и полезного контента: лекции, образовательные курсы, документальные фильмы. И многую информацию можно найти только на этом хостинге. Отечественный RuTube этим похвастаться не может, да и в системном плане он нуждается в кардинальных доработках. Если YouTube будет закрыт, от этого мы больше потеряем как в плане образования, так и в плане культуры. Но решение будет приниматься в высоких кабинетах, и о нем мы можем только догадываться.

– Сегодня мы пытаемся импортозаместить ПО, которое уже есть на рынке. Но за это время за рубежом появятся новые решения. Не означает ли это, что мы обречены на постоянную игру в догонялки? Или стоит ждать от наших разработчиков чего-то инновационного?

– Сейчас государство поддерживает ИТ-компании, да и наша страна всегда славилась сильными программистами. Если удастся сохранить кадры, а также создать все условия, чтобы разработчики творили и развивались, думаю, эта «игра в догонялки» может закончиться. Я стараюсь мыслить позитивно, но утвердительного ответа дать не могу.

Комфортные условия

– Если говорить об эмиграции кадров, насколько это острая проблема? Еще весной цифры уехавших из страны айтишников были пугающими. Какая тенденция наблюдается сейчас?

– Сейчас эта ситуация стабилизировалась и начался процесс возврата. Да, уехало немало специалистов, но отношение, которое они встретили в других странах, не всех устроило. Айтишник с зарплатой 300–400 тысяч может жить почти в любой стране мира. Кто-то решил переждать кризис за границей. А когда ситуация начала стабилизироваться, то и программисты стабильно поехали обратно.

Другой случай, когда крупные зарубежные компании, имеющие представительства в России, сделали релокацию, вывезя из страны около 30% своих сотрудников вместе с их семьями. Но 70% сотрудников все-таки оставались здесь, потому что переезд – это очень серьезный шаг. Большинство решило пойти на рынок труда и найти другого работодателя. А грамотный айтишник всегда сможет подобрать себе теплое место.

– Вы упомянули о мерах государственной поддержки. Власти уже временно освободили ИТ-отрасль от уплаты налога на прибыль и проверок, а также дали возможность получить льготный кредит. Сейчас Минцифры планирует расширить перечень мер. Что, по вашему мнению, надо внести в новый пакет?

– Сейчас существуют механизмы, которые дают промышленным предприятиям возможность получить компенсацию за внедрение отечественных ИТ-продуктов. А вот для разработчиков таких компенсаций не предусмотрено. Сервисные компании работают за частные деньги, а это не всегда продуктивно.

В остальном государство делает достаточно, условия для айтишников созданы неплохие. И я, как предприниматель, больше настроен на заработок, чем на поиск поддержки. Помогли – спасибо! Но развозить бесплатное шампанское в офисы не нужно.

Другой аспект в том, что власти рассчитывают получить взамен положительный экономический эффект. И если он окажется недостаточным, то поддержка может прекратиться. И тогда позитивные настроения закончатся.

– Ваша компания воспользовалась господдержкой? И как санкции отразились на вашей работе?

– Да, мы получили необходимую аккредитацию и пользуемся всеми льготами. Что касается последних событий… у меня были заключены контракты на значительные суммы, которые пришлось заморозить. Возникли проблемы с проведением иностранных платежей, сейчас ситуация разрешилась. Но нам все-таки повезло, мы смогли адаптироваться. В этом году наша выручка выросла в полтора раза, поскольку выросли отечественные заказы.

Рынок настолько большой, а я в нем настолько маленький, что не в силах как-то влиять на происходящие события. Просто плывем, как маленькие икринки в океане, и все зависит от того, насколько ты мощная икринка.

Цифровой край

– На прошлой неделе в Алтайском крае проходил конгресс предпринимательских объединений. Вы были модератором площадки, посвященной импортозамещению в ИТ-отрасли. По итогам была сформирована резолюция мероприятия. Что в нее вошло?

– У нас в регионе программистов готовят в нескольких учебных заведениях. Делают они это неплохо, но студентам все-таки не хватает практических навыков. Выпускникам приходится доучиваться на стажировках или платных курсах. Наша основная идея заключается в том, чтобы привлечь в регион бизнес-задачи – разработки, доработки. И выполнять их будут наши алтайские компании или вузы. Это позволит начинающим айтишникам повысить свои навыки, а крупные компании смогут без труда находить грамотных исполнителей, которые в будущем могут стать их сотрудниками.

Также нам не хватает местных экспертов и наставников. Алтайский край – туристический и сельскохозяйственный регион, в котором не проектируют космические корабли, не строят небоскребы. Было бы здорово, если бы нашим студентам читали лекции руководители крупных федеральных компаний, ведущие разработчики. Поэтому мы предложили создать подобную площадку. Это может быть акселератор, бизнес-инкубатор или даже конкурс, победители которого смогут удаленно трудоустроиться в крупные цифровые организации.

Еще один пункт – поддержка малого бизнеса. Сегодня региональный фонд МСБ может помочь предпринимателю с разработкой, адаптацией и продвижением сайта. Это отличная мера, но позволить себе ее может не каждый предприниматель. Существует квота на подобное софинансирвоание. Мы предложили ее увеличить. Это позволит успешнее продвигать алтайские товары и сделает работу малого и среднего предпринимательства более эффективной.

Последнее – необходимость снижения налога по упрощенной системе налогообложения до одного процента. Эту меру приняли уже в 31 регионе России. Но сначала нужно оцифровать наш ИТ-кластер. Понять, сколько у нас айтишников, сколько они платят налогов. Тогда мы поймем, насколько необходимы изменения в УСН. Эти предложения уже направлены губернатору региона Виктору Томенко.

– Слышал мнение, что если санкции не отменят в ближайшие пять лет, это будет лучшим стимулом отечественной ИТ-индустрии. Разделяете ли вы его?

– Скорее всего, да. Мы действительно сильно зависели от западных сервисов, софта. Если у нас будут свои решения, это укрепит позиции государства. Все будет зависеть от внутренней политики, воспитания новых кадров, учебных программ, настроения в обществе и еще множества факторов. В любой момент можно все разрушить. А вот получится ли это восстановить, воссоздать, усовершенствовать – покажет только время. Но я, как уже сказал, стараюсь мыслить позитивно.

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.