В Барнауле прошли Родионовские чтения

0 25
0
(0)

В Барнауле прошли Родионовские чтения

Они были учреждены в память о знаменитом краеведе, писателе и поэте Александре Родионове. Коллеги по цеху поделились с почитателями таланта нашего земляка своими изысканиями в области археологии и истории.
 

Тайна яшмы

Одно из них – о загадке появления яшмы в селе Локоть. Ее загадал барнаульский историк Вадим Бородаев.

– Принято считать, что камнерезное искусство зародилось в Колывани. Кстати, недавно прошедшая в Барнауле выставка так и называлась – «Колывань – колыбель камнерезного искусства», причем на афише была изображена ваза, произведенная локтевскими мастерами. На самом же деле резать камень в Локте начали раньше, чем в Колывани. Для этого на Локтевском сереброплавильном заводе работала шлифовальная мельница. Об этом в книге Александра Родионова «Колывань камнерезная» есть целая глава. Три года назад я побывал вместе с директором Музея камня Сергеем Бергером в Локте, где мы подробно исследовали глыбы яшмы, которые вымыло дождем из земли на окраине села. Когда вернулся в Барнаул, начал исследование по имеющимся материалам. Ни одного архивного описания изделия из локтевской яшмы нет, – отметил Вадим Бородаев.

Исследователь рассказал, что, возможно, обнаруженные блоки яшмы привезли в XVIII веке в Локоть с Ревнёвского месторождения. Мастерам нужно было отшлифовать десять камней и отправить в Санкт-Петербург. Сказать точно, ревневская это яшма или локтевская, исследователь не берется. В 1788 году была сделана первая локтевская ваза и отправлена в Эрмитаж. Там она называется устьянской – по названию речки Устьянки, где было обнаружено месторождение. Во время гражданской войны ваза сильно пострадала. Когда решили реставрировать, снарядили экспедицию на Алтай, но так и не нашли нужного камня. Пришлось мастерам делать верхушку вазы из зелено-волнистой ревневской яшмы. Непрофессионалам два рисунка яшмы не отличить.

Исследователь выразил надежду, что когда-нибудь колыванские мастера съездят в Локоть, и тогда Бородаев получит экспертное заключение о том, что это за гостьи из прошлого в Локте.

Дом купца Морозова

Энтузиасты создают музей в доме купца Андрея Морозова. Они хотят, чтобы музей стал частью туристического кластера Барнаула. Задумали показать две эпохи: с одной стороны – XIX век, предпринимательство, с другой – эпоху репрессий, поскольку в здании в советское время находился следственный изолятор. Первый раздел экспозиции будет посвящен вкладу предпринимателей в развитие Барнаула. В этом доме размещался филиал Русско-Азиатского банка, поэтому часть экспозиции можно посвятить банковскому делу. С приходом этого банка промышленность города стала интенсивно развиваться, в том числе и строительство железной дороги.

Исследователи привели любопытные факты из истории Барнаула. Первый автомобиль в городе принадлежал сыну Морозова. Одно из заседаний городской думы было посвящено проблеме, разрешать этому автомобилю ездить по городу или нет. С перевесом в один голос депутаты проголосовали за. В местной прессе появилась заметка, в которой сообщалось, что по улице Павловской и переулку Прудскому быстро мчался автомобиль, потом он застрял в грязи. Его долго не могли вытолкнуть. В это время мимо проезжал крестьянин на паре лошадей. Испугавшись техники, он пригрозил, что если автомобиль не уберут с дороги, он начнет стрелять. Ему объяснили, что машина не представляет угрозы. Крестьянин был неумолим и требовал своего настойчиво, обещая стрелять.

«Прорва»

Интересны изыскания о барнаульском пруде, который принадлежал когда-то Барнаульскому сереброплавильному заводу.

– Есть байка, что в 1928 году ревнивый муж, служивший на заводе инженером, увидев, как его жена плавает на лодочке по пруду с молодым человеком, разозлился и спустил этот пруд. На самом же деле все обстояло несколько иначе. В 1892 году в Барнауле случилась эпидемия холеры, после этого власти решили спустить пруд. Возле него находилась Зайчанская слобода, и эту часть города сильно подтапливало. Она была ненамного выше уровня пруда, жители, чтобы можно было ходить, засыпали дорожки навозом. Во время холеры смертность в Зайчанской слободе достигала 100%. Общественники предложили пруд спустить. Управляющий сереброплавильного завода отказался это сделать, поскольку Зайчанская слобода возникла позже, чем завод, и ответственность лежала целиком на властях города, – рассказал Сергей Тепляков, писатель и журналист.

С прудом так ничего и не сделали. Когда укладывали железнодорожные пути, предложили построить вокзал на месте пруда, но посчитали затраты и передумали. В конце XIX века Алтайский горный округ был упразднен завод закрыли, пруд стал ничей, поэтому быстро пришел в запустение и зацвел. Последовавшая череда революций и гражданская война не улучшили его состояния. После войны по всей стране распространилась малярия. Половину губернской заболеваемости давал Барнаул, в том числе из-за пруда. В 1926-м члены гордумы заложили в пятилетний план работы по осушению зайчанской части пруда.

К тому времени водоем был очень загрязнен. Его начали осушать, подсыпая грунтом. Но весной 1928 года случилось наводнение и все укрепления были снесены ледяными глыбами и водой. Чтобы их восстановить, требовались огромные средства. В результате решили все же пруд осушить, а Барнаулку, подпитывающую его, пустить по прямой. Также спланировали систему широкого дренирования, чтобы отводить воду от Зайчанской слободы. Прорабом всех этих работ назначили студента Томского технологического института: надо полагать, что местные за это дело не взялись, понимая всю безнадежность предприятия. Студент тоже заподозрил неладное, поэтому, наверное, во всех документах подписывался как студент-дипломник.

Новый проект 1928 года назвали «Прорва». Его реализовывали 200 землекопов и коновозчиков, подвозивших грунт. Был момент, когда землекопы вошли в конфликт с коновозчиками. Две недели коновозчики не работали. Землекопам, нанятым от биржи труда за 1,10 в сутки, в первый день выдали 7 рублей 70 копеек, поэтому они тоже решили не спешить. Зато потом работали за 43 копейки в день.

К 1 ноября земляные работы должны были закончить, к декабрю – построить мост. Днище канала было выполнено в дереве и железе. Русло Барнаулки заключили в лоток длиной 79 метров. Канал для прохода реки делали небольшим в надежде, что она сама промоет себе сколько надо. В 1929 году весной все укрепсооружения смыло. После этого решили восстановить пруд, поскольку поняли, что он тормозил Барнаулку и не давал ей выходить из берегов. Последнее заседание по восстановлению пруда назначили на 14 июня 1941 года, но планам не суждено было сбыться. Сейчас на месте пруда – «АрсиДом».

Одним из последних выступил кандидат географических наук заслуженный работник в области туризма и отдыха Алтайского края Сергей Харламов, он подарил краевой библиотеке им. Шишкова редкое видео с лекцией Александра Родионова для студентов алтайского вуза по краеведению. Считается, что других видео с ним не сохранилось.

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.