Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

0 4
0
(0)

Трудно сказать, за что именно любят Николая Лазовского. За уникальную способность незаметно подкладывать в карманы студентов конфетки или за знаменитое «Талантище!» в ответ на любую хорошую идею. Ясно одно: если ты — человек обычный, то вряд ли можешь быть художественным руководителем и дирижером хоровой академической капеллы Алтайского государственного университета – большого и разношерстного коллектива с огромной историей.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

Содержание:

В хоккей играть и песни петь

— У вас же не было в детстве мечты руководить хором? Мальчики вряд ли о таком мечтают.

— Я 12 лет играл в хоккей. И в детской, и в юношеской командах выглядел красиво. Конечно, ни о каком дирижировании и мысли не было. После школы надо было, конечно, что-то делать, но было понятно, что я ничего не умею, кроме как в хоккей играть и песни петь. Год проучился в музучилище и ушел в армию. А после армии восстановился, но не на второй курс, а еще раз на первый. Это было начало 1990-х – разруха и неразбериха, лучше уж, я подумал, учиться: стипендию платят, талоны на питание дают.

Меня, когда я из армии пришел, тут же взяли в городской хор. И в училище мы что-то пели, но так – по интересам. О том, что я буду профессионально руководить хором, не было и речи. Хотя у меня в то время до семи штук работ было. И везде я пел или преподавал пение. Если бы мне в начале 2000-х кто-то сказал, что я буду дирижером, я бы гомерически расхохотался ему в лицо.

Но в 2002 году руководитель капеллы Рафаэль Галямов пригласил меня хормейстером. Я очень хотел эту работу. И вот в октябре будет 21 год, как я тут. Хоровая капелла была создана в 1977 году, это коллектив с огромной историей.

Лет 15 назад мы еще вынуждены были с Галямовым каждый месяц писать акт приема-сдачи непонятно чего, чтобы зарплату получать. Мы же совместители. Однажды не заполнили бумажку, потому что с городским хором на гастроли уехали, и на два месяца без зарплаты остались. В общем, мы умоляли устроить нас хоть куда-нибудь, хоть в хозяйственную службу. В итоге нас «отдали» в Центр творчества и досуга. У меня сейчас должность мощно звучит – заведующий сектором музыкального просвещения.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

Всегда нужны голоса

— Сейчас идет набор в капеллу, и прийти в нее могут все желающие. Она всегда была открытой?

— Какое-то время, еще в самом начале, в ней пели только студенты и педагоги, но появлялись и так называемые иллюстраторы – профессионалы, которые приходили для усиления состава.

Сейчас подавляющее число капеллан – также студенты. Многие из них оканчивают университет, но продолжают петь у нас еще долгие годы. Любой человек может прийти в капеллу и попробовать свои силы. Нашим студентам мы вообще никогда не отказываем. Даже если они совсем не подходят, какое-то время мы работаем индивидуально, а затем человек становится в хор.

— Как проходит прослушивание?

— Сначала я просто говорю с человеком. Это занимает буквально минуту. Чтобы его как-то не смущать и разрядить обстановку. За это время я успеваю понять, нет ли у него речевых патологий.

Это делается не для того, чтобы потом никто не крикнул: «А-а-а-а, он шепелявит. А-ха-хаа!». Такого не будет, но дело в том, что люди приходят на прослушивание как на экзамен, очень смущаются и боятся. И в кабинете всегда есть народ, который смотрит на гостя, отчего тот еще больше зажимается. Те, кто остается, быстро понимают, что у нас тут не настолько все серьезно и сердито, как может показаться.

Потом нужно будет просто повторять ноты за мной, посмотрим «до какого места» человек может петь, то есть широту диапазона. Это еще пять минут. И все – человек в капелле.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

— Сейчас в коллективе хватает голосов?

— Нас около 35 человек. Точно сказать невозможно, потому что не все занимаются постоянно. А лет 15 назад в коллективе было фактически два состава – один подготовительный, второй основной – человек 60. Мы, помнится, на пустую сцену филармонии еле втиснулись.

Были времена, когда народ просто не шел петь. Сейчас снова пошли. Всегда мало мужчин – и басов, и баритонов, и теноров. Тем составом, который есть, конечно, можно делать большие произведения, но то пары, то изменения в расписании, то заболели, то домой в деревню поехали.

Даже профессиональный хор не может себе позволить выключаться из процесса. А у нас хор дилетантов, посещаемость непостоянная. Мы ведь не можем никого заставить прийти, все здесь собираются не ради работы, а просто потому что любят петь.

Так что да, всегда нужны новые голоса. Любые.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

Нараспев

— Каков репертуар капеллы и как он создается?

— В этом году разучиваем «Лесного царя» Шуберта и кантату «Моим друзьям» — тонкие, филигранные произведения, очень сложные в исполнении. На самом деле мы все, что угодно можем петь – все, что нравится: от песен из кинофильмов до спиричуэлс.

У нас есть обширная военная программа. Один раз в год мы делаем большой отчетный концерт, и там обязательно есть военные песни. А раз в пять лет, в юбилеи Победы примерно делаем большую отдельную программу на майские праздники.

Поем русскую композиторскую классику – Свиридов, Рахманинов, Римский-Корсаков и другие. Есть зарубежная классика – от эпохи Возрождения до наших дней. В прошлом сезоне пели кантату Перголези Stabat Mater с оркестром.

В репертуаре обязательно есть русские народные песни. Во-первых, они, естественно, близки и понятны нам по духу. А, во-вторых, это кантилены — свободно льющиеся, распевные мелодии, на которых просто замечательно учиться петь, потому что нотки близко друг к другу и не прыгают широко в разные стороны.

Если я понимаю, что капелле не по душе или не по силам какое-то произведение, то мы его убираем. Правда, через какое-то время можем вернуться.

Иногда ребята из профессиональных коллективов говорят: «Ну, вы и замахнулись. Это же так сложно!». В том и дело: мы не профессионалы и не знаем, что сложно, поэтому и замахиваемся. И удается иногда.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

Всем стоять смирно

— Насколько важна физическая подготовка артиста хора? Понятно, что если насморк, то лучше не петь, но есть и более важные вещи. Какая-то общая выносливость, например.

— Если говорить о подготовке к концерту, то это как у спортсменов. За два часа не есть, не пить, например. Выходить налегке. И понимать, что тебе два часа надо будет стоять смирно. Я позволяю на репетициях сидеть, потому что понимаю, что люди и так за весь день набегались. Но в идеале мы должны петь, стоя.

Народники, например, тренируются удерживать мелодию и одновременно скакать в хороводе. И, я вам, скажу, что скакать как раз легче, чем стоять по струнке. С непривычки ноги в камень затекают.

Специфических моментов много. Залы разные, бывает душно. Рампа еще греет. Костюмы довольно плотные. Стоим близко друг к другу. Тут ни одна вытяжка не справится. В детских хорах специальные родители есть, которые с нашатырем наготове стоят. У нас в городском хоре были такие случаи. Одна дама еще перед выходом сказала: «Коля, чувствую – нехорошо. Если что…». Я говорю: если что, откинься на меня, я удержу, в концерте этого никто не заметит. Это такой негласный момент.

И психологически тоже непросто: даже если вы уже прожженный исполнитель, элемент волнения никто не отменял.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

— А есть способы справиться с волнением или все-таки придется стоять и трястись от страха?

— Вообще, вот почему люди с хорошими вокальными данными идут в хор? Потому что тут не страшно. Страшно когда выходишь сольно первый раз. Да и второй раз. Да и всякий раз, пока толстенной шкурой опыта уже не обрастешь.

В хоре этот психологический надрыв не такой яркий, ты же выходишь не один. Рядом с тобой вообще мегадемоны и супермонстры вокала стоят. С ними вообще ничего не страшно.

Хор – это колоссальная энергетика. В Новосибирске как-то выступали на всероссийском фестивале-конкурсе. Я только взмахнул ауфтакт, то есть предшествующий звучанию, и они как начали – меня волной чуть в зал не унесло.

Это мощь нас сплачивает. Опытные люди своим уверенным исполнением поддерживают новичков, и постепенно все становится на места.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

Не сорваться с «цепи»

— Народники всегда будут говорить, что они лучшие. И эстрадники. Чем отличается академическое пение? Можно ли говорить, что оно сложнее.

— Это все лишь манера пения – способ звукоизвлечения. Он действительно разный. Мы поем слова более прикрытым, матовым звуком. Таким… овальным. И из этого овала стараемся не выходить. У нас нет разно-гласий.

— А можно заниматься и народным пением, и академическим, например?

— Если ты в совершенстве владеешь певческим аппаратом, то не играет роли, что ты поешь. Можешь джаз грянуть. Но сначала надо научиться не зажиматься, координировать голос и правильно извлекать звуки. А потом дурачься и манерничай, как хочешь.

Я занимаюсь постановкой классического академического вокала и своим ребятам говорю: пока мы в хоре, мы — монолит. Мы все растворяемся, переплетаемся обертонами, некими призвуками, и становимся звуком — одним аккордом. Я не должен слышать никого в отдельности. Нам, конечно, в этом плане еще есть, куда расти.

Если вы самостоятельно где-то поете, пойте, как душа ваша знает. Но в академическом хоре придется с первым вдохом превратиться в натянутую струну и держаться так до полного окончания звучания.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

Разумеется, нельзя на одном дыхании пропеть четыре страницы плотной партитуры. Хор поет на цепном дыхании. То есть рядом стоящие ребята делают вдох не одновременно, а по очереди, поэтому коллектив может звучать бесконечно долго, и зрителю непонятно, когда мы дышим вообще. Это большое искусство.

Мы однажды исполняли «Тебе поем» Рахманинова. Это богослужебное песнопение. Небольшое произведение, но за счет темпа звучит долго. И там нет дыхания вообще нигде. И последний аккорд такой длинный, красивый. Мы когда его допели, в конце все равно есть еще задержка дыхания. А зал тоже как-то впечатлился и сам дыхание затаил. И аплодисментов нет.

У моих друзей, которые на концерте были, ребенок уснул, и у него в этой звенящей тишине упал ботинок. И тогда начались аплодисменты. И слышно было, как ребята стали дышать часто-часто, как гончие собаки, честное слово.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

Продолжение руки

— Почему для дирижирования вы не берете палочку? Руками проще?

— Палочка – это просто продолжение руки, и нужна она скорее для оркестра, который, как правило, сидит ниже, чем дирижер, и его не все видят. Я в хоре стою ниже всех. В Stabat Mater, например, мне пришлось дирижировать и оркестром, и хором. Там нужна была палочка.

Хотя многие дирижеры-оркестровики сейчас тоже не пользуются никакими инструментами. В 2015 году в Барнауле был большой симфоническо-хоровой концерт, приезжал знаменитый Валерий Гергиев, так вот он вообще зубочисткой дирижировал. Может, это какая-то специальная дорогущая палочка, но по виду все равно зубочистка.

— Человеку, далекому от музыки, дирижер кажется волшебником. Ну, или просто человеком, который как попало машет руками.

— Да, я как будто весь хор заговариваю. Смешно. На самом деле я показываю ритм, темп, динамику – то, что в процессе пения очень быстро можно потерять. Иногда акцентирую внимание на каком-то моменте. Я больше лицом дирижирую, на самом деле. Могу светло улыбнуться или бровушки подсобрать, могу «пригрозить» тем, кто чуть из нот начинает выходить.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

Ерундовые песенки

— Участие в рок-группе «Дубовая роща» — отдельный факт вашей биографии, который заслуживает внимания?

— С Вадиком Вязанцевым (он пел и на балалайке играл) мы познакомились еще в училище в начале 1990-х. Вадик меня попросил на бас-гитаре сыграть. Так и началось. Вожатыми потом ездили в пионерский лагерь. Дурачество, конечно, и песни ерундовые, но так классно! Разные и творческие люди, эрудированные, талантливые во всем, что делают. И прекрасные товарищи: мы дружим до сих пор.

В концерте «Дубовой рощи», который пройдет 24 сентября в Крепостном театре, академическая капелла выступит со своим блоком. Так сказать, в противовес этим рокерам. Пусть все разницу почувствуют.

Как собрать гимн

— Где вы выступаете и кто ваш зритель?

— Со своим интеллигентным академическим исполнением мы частые гости музеев, школ, городских и краевых библиотек. Еще не дошли до обновленной «Шишковки», но планируем. Еще в 1980 году капелла получила звание народного коллектива, нам нужно раз в несколько лет его подтверждать в краевых конкурсах, но нас уже об этом не просят.

Часто выступаем для тех, для кого мы, можно сказать, лекарство – дети с ограниченными возможностями здоровья, ветераны… Без слез, в зале, конечно, не обходится. Я сам очень сентиментальный человек. Есть произведения, которые я точно не спою именно по этой причине.

Часто выступаем по официальным приглашениям не только университета, но и административных органов. Поем гимн России и гимн студенчества «Гаудеамус». Я вот сейчас понял, что относительно обновленный состав капеллы не знает гимна России по партиям. Надо его выучить и собрать.

— Могут возразить, что это легко, его же все поют.

— Все только главную партию знают. Вот и поют. А там вообще-то два четырехголосья — у мужчин и у женщин. Это восьмиголосный хор – то есть вовсе не легко, мягко говоря.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

Нестыковочка вышла

— А есть такие люди, которых ничему не научить? Ну, вот совсем ни петь, ни свистеть. Или научить можно любого?

— Я люблю копаться с теми людьми, которые не умеют петь. Гудошниками их зовут.

— Потому что гудят?

— Гудят. Координации нет, поэтому в ноты не попадают.

Я в свое время попал туда, куда надо, и учился у великих людей — Симы Семеновны Тарнецкой в музучилище и Александра Борисовича Тарнцецкого в городском академическом хоре. По дороге еще много у кого учился и теперь продолжаю. Я помню теплое отношение моих педагогов ко мне, и теперь не могу по-другому относиться к своим ученикам. Можно сказать, я отдаю долг.

Открою тайну: педагог по вокалу не может никого научить. Он может просто сказать, что вы что-то делаете не так. Вот на фортепиано я тебе могу показать, как играть, ты садишься и долбишь по клавишам, пока мышечную память не наработаешь.

А певческое искусство – это мир образов. И педагог, и ученик общаются на каких-то ассоциациях и метафорах: тут прибери, там надави, здесь вытяни, а вот в этом месте вообще давайте мяукать. Я ж не могу попасть внутрь тебя и за тебя диафрагмой шевелить. Педагог не может научить, он может только помочь тебе, если ты очень этого хочешь. Каждую нотку придется самостоятельно физически прочувствовать и запомнить это ощущение.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

Есть только одно правило: чтобы научиться петь, нужно петь. И, конечно, много слушать: удачного и неудачного – соло, дуэты, хоры – любые вокальные формы. От всего ты будешь получать опыт. И ни один не будет негативным. Не понравилось – подумай, почему. Может быть, ты уже достиг такого уровня, что можешь сказать: «Нет, дяденька (или тетенька), немножко ты тут промахнулся». Это элемент самоконтроля, который необходим.

Многие думают, что хорошо поют. На самом деле никуда не попадают, но, может быть, этого и не нужно. Зато с душой. И так они это дело любят! Для каких-то компаний это хорошо. Но не для академического хора. Мы не можем позволить себе даже приблизительно петь – абсолютная четкость должна быть.

Есть такое понятие – зонный строй, типа могут быть допустимые погрешности в звукоизвлечении. Ну, полная же ерунда. Концертмейстер играет в строгом строе, а мы поем в приблизительном? Это уже не просто легкая нестыковочка.

Мы единообразно извлекаем звук, вплоть до того, что одинаково произносим буквы. Если произнесли не одинаково, унисона не будет. Это слышно.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

Без лишней строгости

— Как педагогу быть со всем хором «в унисоне»? Не раздражаться, например, когда приходится триста раз объяснить, а человек так и не понял.

— Конечно, нужен какой-то особый темперамент. Я здесь в своей тарелке. Мне не нужно объяснять, что происходит с молодыми людьми, которые сюда приходят, я же сам через это все прошел.

Хор – это такая лакмусовая бумажка. У нас нет случайных людей. Они в лучшем случае выдержат две репетиции. Чаще это одна, на следующую уже не придут.

Не надо думать, что мы тут все в дикой строгости и философской задумчивости живем. Мы иногда совершенные балбесы. Хотя и в определенных рамках. Если это не принимается, человек сам уйдет.

Мы постоянно обнимаемся. Репетиция закончилась – все еще остаются просто поболтать. Я иногда через 15-20 минут выхожу, все еще на крыльце стоят. По лету мы иногда ходим вместе гулять в нагорный парк или до речного вокзала, например.

Есть местечко — под мостом через Барнаулку, там акустика естественная и замечательная, даже машины не мешают. Когда тепло, мы там иногда свою акапельную программу репетируем – «Ой ты зимушка-зима», «Выйду ночью в поле с конем», «Коробушку» и другие.

Разно-гласий нет. Дирижер алтайской капеллы рассказал, как поставить десятки человек в хор и не упасть в обморок на сцене

Николай Лазовский и хоровая капелла.

В хорошей акустике

— А где в Барнауле петь лучше? Есть ли хорошие залы в акустическом плане?

— Только один зал позволяет петь акапельно – в АГИК на Ленина, 66. Все остальное – только с подзвучкой. Помещение, которое нам выделили специально для репетиций – так называемый зал преподавателей – неплох. Но в основном мы репетируем в холле у вахты перед столовой в корпусе на Социалистическом. Иногда с других вахт приходят послушать.

Есть мысль договориться с охраной и как-нибудь после воскресной репетиции «погастролировать» во всех корпусах АлтГУ. Охране же поди грустно в выходной в одиночестве сидеть. А мы бы заодно программу нашу прогнали в холлах с хорошей акустикой. Всем для души.

Нам же, чтобы концерт дать, ничего не нужно, у нас все с собой. И камертон для настройки у меня всегда в кармане лежит.

Источник: altapress.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.