Эксперт рассказал, как построить торговый мост с Китаем

0 99
0
(0)

Эксперт рассказал, как построить торговый мост с Китаем

Содержание:

Фото Андрей КАСПРИШИН

В условиях экономических санкций Запада против России Китай становится нашим основным внешнеэкономическим партнером. Как построить торговый мост с Поднебесной, «АП» выяснила у директора Института стран Азии и Африки МГУ Алексея Маслова.

Перспективный рынок

КНР – перспективный рынок продовольствия, так как страна сделала ставку на индустриализацию в ущерб сельскому хозяйству. В начале реформ 80% населения жило в сельской местности, сегодня – только 37%, причем в основном пожилые люди. В итоге КНР может сегодня обеспечить себя продуктами питания только на 30–40%. Китай разругался с Канадой и Австралией и уменьшил закупки зерна, но стал завозить небольшие объемы зерна из Латинской Америки, Казахстана и Вьетнама. А учитывая, что китайцы едят много мучных продуктов (у них пампушки – обязательное блюдо), то спрос на пшеницу и качественную муку растет. Поэтому сегодня КНР готова покупать зерно из любых регионов России, идет обсуждение поставок потрохов и охлажденного мяса. Но надо знать некоторые особенности Китая, чтобы наладить туда поставки продовольствия.

Открывать свои компании

Профессор согласен, что в сегодняшней ситуации, когда у России ограничен рынок сбыта, китайские друзья будут диктовать нам цены. Эксперт считает, что китайцы будут добиваться скидки 8–10% от сегодняшнего уровня. Но обращает внимание потенциальных экспортеров на то, что Китай выступает не как единый покупатель.

«Надо работать с 3–4 крупными дистрибьюторами и не ждать, пока у тебя будут оптом покупать, а открывать свои сбытовые компании на территории КНР. В их адрес поставлять наше зерно и сельхозпродукцию. И уже со стоков там продавать. Так делает большинство американских компаний», – говорит профессор МГУ. 

Российские производители до сих пор пытаются в Китае найти оптового покупателя, чтобы в его адрес поставлять. И сам Алексей Маслов раньше советовал предпринимателям искать в Поднебесной надежного местного партнера. Теперь он пересмотрел свою позицию, предлагая открывать там компанию со 100-процентным российским капиталом, которая бы представляла интересы российского поставщика. В ней могут работать и наши, и китайские сотрудники. 

Можно организовывать в КНР от имени отдельных регионов торговые дома, для российских компаний это будет менее затратно, чем каждой создавать свое представительство. 

Раньше, чтобы открыть компанию с иностранным капиталом, надо было вложить в ее капитал 100–200 тыс. долларов, сейчас таких ограничений нет, хотя стоит подготовиться к затратам на содержание самой компании.

Регистрация предприятия в Поднебесной занимает обычно 40 дней. Оформить все бумаги несложно, если вы не занимаетесь производством запрещенной в Китае продукции, например электроники для военных целей. 

Сегодня рынок Восточной и Юго-Восточной Азии устроен так, что неважно, где находится компания, в КНР, Индонезии или во Вьетнаме. Склады можно иметь в любой необходимой вам азиатской стране. И через электронные торговые площадки можно продавать свою продукцию, учит профессор МГУ. 

Сертификация, брендирование

Он вспоминает, что раньше целый ряд продуктов было запрещено поставлять в КНР. Сейчас почти все запреты сняты. Китайцы заметно упростили фитосанитарные нормы на ту продукцию, которую можно было экспортировать к ним. Снизили требования и к сертификации экспорта. Важно знать, что если продукция поставляется в адрес российской компании в КНР, то она сама проводит регистрацию и получает сертификаты. Раньше это делал китайский партнер, который мог дурачить российского поставщика, мол, контролирующие органы требуют еще более чистую продукцию, и перепроверить было невозможно. В результате китайские посредники просили снизить цену. Известен случай, когда в КНР поставили хороший российский мед, но поставщикам сказали, что он не соответствует нормам. В результате наши вынуждены были продать его ниже себестоимости. Потом выяснилось, что мед не подошел по плотности, оказался слишком жестким. В КНР продают обычно жидкий мед. Поэтому китайцы его развели, упаковали в свою тару и продали по выгодной цене и под своим брендом. 

Если раньше китайский потребитель старался купить любую продукцию, лишь бы подешевле, то сегодня предпочитает товары известных брендов и желательно органически чистые. Хорошую рекламу сделали в КНР производители российских сладостей, зубной пасты, вошли в премиальный сегмент и стали популярны.

Но надо учитывать, что если работать с китайским партнером, то он поставит на внутренний рынок вашу продукцию под своим, а не под вашим брендом. То есть если вы возили в Поднебесную один тип муки, а начали торговать другим, то не сможете использовать старый бренд. Открытие же своей компании позволяет регистрировать в КНР торговую марку. Это очень просто, уверяет Алексей Маслов, только надо не зевать, пока вас не опередил китайский конкурент. Там действует закон, что первый заполнивший документ получает приоритет. Такая история была у «Балтики», которая много тратилась на свою рекламу, а китайцы оформили эту торговую марку на себя. Поэтому в  период первичной регистрации компании, который длится месяц, нужно запатентовать все, что возможно (название бренда, вид упаковки, название продукта на русском, английском и китайском языках) и получить разрешение на использование торговой марки. При этом не надо пользоваться китайскими посредниками. Это можно сделать самостоятельно, потратив не более 1 тыс. долларов.

Логистика

Эксперт предупреждает, что лучше большие объемы зерна в КНР сразу не ввозить, потому что из-за конкуренции там сложно найти оптового покупателя. На пути у потенциальных экспортеров могут возникнуть логистические проблемы. Если на Дальнем Востоке за последние 2 года появились эффективно действующие пункты пропуска, то транспортировать из Алтайского края непросто. Везти дорого как через Казахстан, так и через Монголию. 

Благодаря дотациям перевозки сельскохозяйственных грузов в КНР в 2,5 раза дешевле, чем в России, поэтому китайцы стараются выстроить логистику так, чтобы минимизировать путь по России. 

«Технически проще нам довезти продукцию до порта Ванино в Хабаровском крае, а там уже и КНР рядом, но перевозка контейнера по железной дороге обойдется в 2,5 тыс. долларов, – рассуждает Алексей Маслов. – А если построить железную дорогу из Кузбасса в КНР, то можно уложиться в 1,2 тыс. долларов».

И губернатор региона Сергей Цивилёв поддерживает этот проект в надежде поставлять в Поднебесную уголь, но нужно его одобрение на уровне руководителей двух стран. 

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.