Премьерой спектакля «Антигона» открыл сезон краевой театр драмы

0 5
0
(0)

Премьерой спектакля «Антигона» открыл сезон краевой театр драмы

Фото Олег БОГДАНОВ

Краевой театр драмы открыл сезон премьерой спектакля «Антигона» по пьесе французского драматурга Жана Ануя.

Написанная в начале 1940-х в оккупированном Париже на основе античной трагедии Софокла, она говорила о внутренней свободе, моральном долге и решимости не подчиняться неправедным законам. Решимости, которая, как это порой бывает, требует слишком больших жертв.

Свидетели катастрофы

Художник-постановщик Анвар Гумаров поместил историю, в которой семейное и личное туго сплетены с политическим в эффектное пространство, подавляющее всех героев без исключения. Но на чьей стороне симпатии режиссера Николая Реутова, понять будет непросто.

На почти пустую темную сцену, засыпанную слоем деревянной стружки, выходят немногочисленные персонажи. Кто-то присел на старые качели, кто-то – на остов железной кровати, пока Хор (актер Александр Рогозин) рассказывает о расстановке фигур в этой партии. Как и любой, кому выпало быть свидетелем катастрофы, он в смятении, ведь накануне произошли ужасающие события: два брата, сыновья бывшего правителя Фив – трагического царя Эдипа, Этеокл и Полиник, погибли в битве за трон. Один узурпировал власть, другой повел на родной город армию инородцев. Теперь трон унаследовал их дядя Креонт (Константин Кольцов) – «крепкий мужчина», усталый, но решительный, которому, как замечает Ануй, выпала нелегкая роль управлять людьми.

Чтобы установить порядок в государстве, Креонт приказывает похоронить Этеокла с почестями, а тело Полиника, как бунтовщика, оставить без погребения. И любому, кто попытается бросить на него хоть горсть земли, грозит смерть. Но их младшая сестра Антигона (Анна Бекчанова) – «маленькая худышка» в наивной голубой панамке, которая задумчиво ездит по сцене кругами на велосипеде, – уже приняла страшное решение ослушаться и выступить против царя. «Она думает, что умрет, хотя молода и очень хотела бы жить», – с тревогой замечает Хор.

В этот момент на сцену опускаются сложно подсвеченные грубые колонны. Это царский дворец, в котором все напуганы, подавлены и ужасно одиноки. А в глубине сцены показывается огромная и многозначительная фигура носорога, правда, что она символизирует, так до конца и не ясно.

Две правды

Разумеется, здесь никто не играет в Древнюю Грецию: Хор носит двубортный плащ, Креонт – классический темно-синий костюм современного чиновника и очки. Его стража (Данила Никоноров, Виктор Осипов и Сергей Рассахань) облачена в обмундирование условного спецназа и поигрывает резиновыми дубинками на поясе. Даже у кормилицы (ее играет почти неузнаваемая Елена Адушева) стильный брючный костюм и деловитый вид.

Именно она обнаруживает ранним утром, что царской дочери нет в спальне, и устраивает Антигоне противный допрос. Та сперва говорит о красоте полей на рассвете и рассыпает по сцене цветы, потом врет, что бегала на свидание. На самом деле ночью она сходила к телу брата и попыталась засыпать его землей. Так что запоздалые уговоры разумной старшей сестры Исмены (Анастасия Дунаева) уже не имеют никакого значения. Вообще-то, здесь все удивительно разумны и рассудительны, в том числе и жених Антигоны, и сын Креонта, Гемон (Михаил Меньших). На их фоне решимость заглавной героини идти до конца выглядит совсем иррациональной.

Но вот Антигона схвачена стражей на месте преступления и предстает перед своим дядей, который, вовсе не будучи садистом, пытается ее спасти, уговаривает отречься от сестринского долга. Их долгий безнадежный спор – главное, что есть в спектакле. Задавшись вопросом, что важнее – личное достоинство или абстрактный порядок, режиссер Николай Реутов, похоже, решил оставить право выбора зрителю. И потому так сложно здесь не сочувствовать герою Константина Кольцова, который взвалил на себя груз государственных забот и готов манипулировать общественным мнением ради «порядка», как он его понимает. Чем откровеннее Креонт говорит с заплаканной племянницей о ее беспутных братьях, тем меньше она понимает, ради чего готова пострадать, отказавшись от простого счастья жить и быть любимой.

Впрочем, скромный финальный намек режиссер все-таки припас. Он сквозит в почти комической сцене разговора приговоренной Антигоны с караулящим ее стражником (Сергей Рассахань) – обывателем, которого заботит лишь, как не подставиться на работе, утаить премию от жены и прокутить с сослуживцами.

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.