В Барнауле открылась выставка живописи и декоративного искусства советских классиков

0 20
0
(0)

В Барнауле открылась выставка живописи и декоративного искусства советских классиков

В Барнауле открылась выставка живописи и декоративного искусства советских классиков

В Барнауле открылась выставка живописи и декоративного искусства советских классиков

В Барнауле открылась выставка живописи и декоративного искусства советских классиков

Содержание:

Фото Евгений НАЛИМОВ

В краевом центре работает выставка живописи и декоративного искусства советских классиков, посвященная 100-летию образования СССР.

Ее кураторы – сотрудники Художественного музея Алтайского края смогли раскрыть поистине необъятную тему в 30 произведениях, от художественного стекла и миниатюрных фигурок, вырезанных из кости моржа, до программных полотен.

Как и в Алтайском краеведческом музее, где свою выставку на эту же тему открыли буквально месяц назад, искусствоведы ГХМАК решили сосредоточиться на положительных сторонах неоднозначной советской эпохи. Но и такой подход не упростил их работу над экспозицией, которая заняла около полутора лет.

О чём сейчас вспоминают?

Как говорит куратор выставки «Страна Советов», научный сотрудник Юлия Манякина, сложность в том, что в собрании нашего Художественного музея теме СССР так или иначе посвящено порядка восьми тысяч (!) произведений. Во временном здании ГХМАК организовать масштабную экспозицию невозможно, поэтому отбор был суровым.

– Мы решили рассказывать не об истории Советского Союза, а о том, о чем сейчас вспоминают люди, которые там жили, – объясняет Юлия Манякина. – Поэтому довоенное искусство мы не взяли. Заглавной у нас стала вот эта работа московского художника академика Михаила Кугача «ЗИЛ. Кузовной цех» 1972 года. В последний раз барнаульцы видели ее 20 лет назад. Очевидно, что для Кугача важнее всего портретные образы, поэтому на полотне можно насчитать пять главных героев и десятки второстепенных персонажей, подчеркивающих массовость и масштаб производства.

И не меньше, чем уходящая вдаль перспектива цеха, завораживает красота этих лиц, по-рембрандтовски подсвеченных таинственным золотистым сиянием.

Настоящая поэзия

«Советский дух», который пытались воссоздать сотрудники музея, сосредоточен не только в алых знаменах и оптимистичных лозунгах, мелькающих на холстах. Сама идея отправиться на завод писать картины сегодня кажется удивительной. Но к производственной теме, центральной в позднесоветском искусстве, подходили по-разному. И рядом с полотном Кугача висит удивительный натюрморт барнаульской художницы Майи Ковешниковой «В химической лаборатории» 1967 года. Она когда-то вспоминала, что в тот момент ее больше всего увлекла красота и прозрачность стеклянных колб, стоящих на окне на фоне почти импрессионистического зимнего пейзажа, и в его снежном уюте не сразу узнается обычная заводская проходная.

– Это поэзия и настоящий гимн труду, – говорит о натюрморте заведующая выставочным сектором ГХМАК Светлана Артюхова. – Вообще, несмотря на то что работ получилось немного, здесь есть все: и московская школа, и ленинградская, и сибирские художники, и наш Алтай. А на первом этаже потрясающие вещи космонавта Алексея Леонова, написанные в соавторстве с советским художником-фантастом Андреем Соколовым. Без космоса мы обойтись не могли.

Как рассказал старший научный сотрудник музея и куратор Александр Федотов, два больших холста «Нивы Алтая» и «Утро Алтая» Леонова и Соколова попали сюда по линии Министерства культуры после огромной республиканской выставки, прошедшей в Барнауле и Москве в начале 1980-х. Есть легенда, что на орбите космонавт Леонов имел возможность делать зарисовки карандашом. Совместно с Андреем Соколовым он создал большие серии работ, причем некоторые их картины были отпечатаны на советских марках…

Тоска по школе

Сотрудники ГХМАК подчеркивают, что представленные произведения – гордость барнаульского музея, большинство из них войдет в постоянную экспозицию, когда будет достроено основное здание на площади Октября. Ведь разговор об отечественном искусстве ХХ века невозможен без дипломной работы Бориса Корнеева в Институте им. Репина «Школьники на концерте в Ленинградской филармонии» (1952) или картины народного художника, лауреата Ленинской и двух Сталинских премий Юрия Пименова «Капитель. Украшение колонны» 1946-го, без темы БАМа или целины (они тоже отражены на выставке).

А искусствовед, профессор, член президиума Российской академии художеств Михаил Шишин на открытии выставки «Страна Советов» обратил внимание присутствующих на качество живописи, сегодня почти невозможное:

– Буквально вчера в стенах Академии художеств говорилось о том, что одна из главных задач – возрождение отечественной школы живописи. Многие страны свои школы уже потеряли. Недаром в Лондоне сейчас охотно покупают советский суровый стиль: сюжет уже никого не интересует, дайте настоящую живопись! И в этой выставке заключена тоска искусствоведов и зрителей по подлинному искусству.

Между тем экспозицией в Художественном музее не ограничились, создав еще и электронный каталог, в который вошло 50 произведений живописи и декоративного искусства 33 авторов с небольшими аннотациями. Его можно скачать на странице выставки «Страна Советов» на сайте ГХМАК.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ФОТОРЕПОРТАЖ. Каким запомнили Советский Союз алтайские художники

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.