В Барнауле прошла презентация музыкально-просветительского проекта «Чарующие звуки клавесина»

0 82
0
(0)

В Барнауле прошла презентация музыкально-просветительского проекта «Чарующие звуки клавесина»

В Барнауле прошла презентация музыкально-просветительского проекта «Чарующие звуки клавесина»

В Барнауле прошла презентация музыкально-просветительского проекта «Чарующие звуки клавесина»

В Барнауле прошла презентация музыкально-просветительского проекта «Чарующие звуки клавесина»

Содержание:

Фото Евгений НАЛИМОВ

Известный музыковед и журналист Михаил Стюхин представил в Барнауле новый цикл музыкально-просветительских программ «Чарующие звуки клавесина».

Презентация, включавшая фрагменты нескольких будущих программ и много-много старинной музыки в исполнении Михаила Тимофеевича, прошла в Белом зале Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Как обещает автор, основу цикла составит само звучание этого старинного инструмента, благо
в ГМИЛИКА есть современный клавесин фирмы Lindholm.

Легко касаясь

– Привычный нам рояль по своим акустическим и виртуозным возможностям, конечно, превосходит клавесин, – замечает музыковед. – Пожалуй, главное отличие двух инструментов в том, что на рояле пианист, нажимая на клавишу легче или сильнее, может менять силу и окраску звука. Тембр клавесина, наоборот, задан изначально. Нет, на рояле тоже можно играть легко и даже подражать клавесину! Но это не заменит подлинной красоты, аромата звучания этого инструмента. Он не терпит «атлетизма», музыкант должен касаться его клавиш легко. Изначально я пианист и, когда только начинал играть на клавесине, чувствовал себя слоном в посудной лавке (смеется). Чуть заденешь не ту клавишу – а она ответит!

Стюхин считает, что по этой причине «клавесинное» воспитание может быть полезно детям в музыкальных школах: они бы относились с большей ответственностью к каждому движению, воспитывали в себе это бережное внимание к звуку. Но если в музыкальных школах такое пока трудно себе представить, то во многих консерваториях России кафедры клавесина с недавних пор существуют. А в Западной Европе интерес к аутентичному исполнительству существует с начала ХХ века и давно налажен процесс изготовления электронных клавесинов и инструментов натурального звучания.

– Чтобы не распадалась связь времен, лучшее, что было создано человечеством, в том числе для клавесина, не должно погибнуть, – настаивает Михаил Тимофеевич. – Впрочем, для клавесина пишут и новую музыку – в пример можно привести председателя Союза композиторов Алтая Ольгу Дюжину. Или чешского композитора Иржи Бездека, который прислал нам запись своего нового произведения для клавесина. Оно называется «Марафонец», и в нем буквально слышно прерывистое дыхание человека – не нынешнего, бегущего по спортивной дорожке, а самого первого, из античности…

От Пифагора

Кстати, об античности. В своих просветительских программах Михаил Тимофеевич готов рассказать не только об устройстве, но и о происхождении клавесина. Его прародителем, по мнению некоторых историков музыки, был монохорд Пифагора – универсальный инструмент-прибор, с помощью которого решались в том числе и математические проблемы.

Его принцип был прост: если зажать струну посередине, полученный тон составит с первоначальным тоном целой струны октаву и так далее. Этот пифагорейский строй существовал более двух тысяч лет, и лишь во времена Иоганна Себастьяна Баха был изобретен другой способ настройки инструментов.

– Многие современные композиторы могли бы поучиться у клавесинистов прошлых веков такому качеству, как программность, – считает Стюхин. – Одна из встреч будет посвящена библейским сонатам композитора Иоганна Кунау, и я расскажу о «Битве Давида и Голиафа». В этой музыке буквально слышно, как малыш Давид раскручивает пращу, как летит камень, как падает поверженный гигант. У Баха тоже есть программное сочинение «Каприччио на отъезд возлюб­ленного брата» в шести частях. Вначале друзья отговаривают его от путешествия, потом видят, что ничего не поделаешь и надо прощаться. Есть ария почтальона, он же кучер, которому пора ехать, а в конце фуг –-подражание рожку почтальона: карета удаляется.

Михаил Тимофеевич обещает, что в его программах в сопровождении клавесина выступят юные музыканты. Своим слушателям Стюхин готов рассказать о музыке эпохи Просвещения, судьбе клавесина в России, французских композиторах Рамо, Люлли и Куперене, христианской символике в клавирной музыке И.-С. Баха и, наконец, возвращении клавесина в современной музыке.

Барнаул 

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.