В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

0 94
0
(0)

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

Содержание:

Фото Евгений НАЛИМОВ

Она посвящена100-летию со дня рождения единственного на Алтае народного художника России Михаила Будкеева.

Из фондов ГХМАК в экспозицию вошло семь работ, остальные – из собрания семьи мастера, причем некоторые еще не выставлялись.

Талантливый ученик

Михаил Яковлевич родился в 1922 году в селе Овсянниково Целинного района. Еще до войны поступил в Канскую военную летную школу, затем попал в Новосибирское пехотное училище. Воевал как офицер, в Курской битве был тяжело ранен в ногу разрывной пулей, но чудом избежал ампутации. После войны вернулся на Алтай.

Куратор выставки кандидат искусствоведения Людмила Лихацкая говорит, что еще на военной службе Будкеев много рисовал, в госпитале познакомился с художником, а потом в Бийске встречался с эвакуированными мастерами. Начинал работать как оформитель, потом был помощником театрального художника. В 1949 году он даже выдержал экзамены и поступил в Алма-
Атинское художественное училище, но из-за того, что ему не смогли предоставить общежитие, решил вернуться на Алтай и продолжать самообразование.

– Он действительно не имел бумажки об окончании высшего или среднего учебного заведения, – говорит его сын Сергей Будкеев, известный музыкант, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения. – Благодаря таланту он сделал себя сам, учился, как художники прошлых веков, у лучших мастеров, из рук в руки. Отчасти поэтому он сохранил этот сдержанно-восторженный взгляд.

Все главные темы

«Когда я спрашивал отца, почему он не писал о войне, он говорил: «Слишком страшная это вещь, чтобы ее изображать», – вспоминает Сергей Будкеев. Он все время писал о жизни, наслаждался тем, что имеет возможность видеть эту природу, людей».

Военные реминисценции присутствуют лишь в небольших работах 1961 года, представляющих руины на окраине Пскова. Но в остальном эта выставка действительно торжество жизни и восторженный взгляд на нее. В небольшой экспозиции можно увидеть главные темы в творчестве художника: архитектурный пейзаж старого Барнаула представляет одна из центральных работ на выставке «Весной 1969 года. Большая вода», на которой художник запечатлел наводнение. Есть и горы – а на Будкеева в свое время огромное впечатление произвели работы первого профессионального художника Алтая Григория Чорос-Гуркина. Наконец, в 1980-е годы благодаря крупным проектам «Алтай – Баганур – Гоби» и «Алтай – горы дружбы» Михаил Яковлевич влюбился в Монголию, создав там множество портретов и пейзажей, и несколько «монгольских» работ можно увидеть в экспозиции.

– Михаил Яковлевич был замечательным художником-анималистом, сейчас это уходящий жанр. Он очень любил лошадей, – говорит Людмила Лихацкая и обращает наше внимание на большую работу «Табунщики Курая». – Но, кроме этого, он еще мастер сочной, красивой живописи. Вот обыкновенная лошадь на фоне гор, но это удивительный пейзаж, настоящий образ.

– Мы сразу мыслили, что это будет выставка, которая станет открытием для зрителей, и для нас тоже, – подчеркивает директор музея Инна Галкина. – И вновь убедились, что это большой, капитальный мастер: насколько он владел живописью и пластическими средствами, с какой любовью все это сделано!

Из нескольких тысяч

Говоря о художнике, знавшие его непременно вспоминают о мягком красивом юморе, а еще о его организаторской деятельности – в начале 1970-х он избирался председателем Союза художников Алтая.

Сергей Будкеев замечает, что наследие его отца насчитывает несколько тысяч работ, включая этюды, рисунки, эскизы и те законченные произведения, которые уже разошлись по музеям и галереям страны и были подарены иностранным делегациям из Японии, США, почти всех европейских стран.

– Где его работ точно нет, так это в Австралии, – улыбается Сергей Михайлович. – Из такого большого количества отобрать идеально просто невозможно, особенно для такого небольшого пространства. Поэтому мы решили показать всего понемногу, здесь нет сложного сюжета. Хотели представить его ранние работы 1960-х годов и поздние, скажем, 2018 года. Он, вообще-то, умер с кисточкой в руках за полтора месяца до 97-летия. Накануне мы были у него – он ночевал в мастерской, чтобы не тратить время на дорогу. Мы смеялись, строили планы…

Кстати, сын художника подчеркивает, что открытие в музее только начало юбилейного года, и планирует на разных выставочных площадках города тематические экспозиции. Хочет отдельно показать Монголию Будкеева, отдельно – портретную галерею или натюрморты. Обещает представить этюды, тем более что автор их почти не выставлял.

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.