В Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад

0 8
0
(0)

В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад

В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад

В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад

В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад

В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад

В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад

Приморские поисковики нашли место падения советского стратегического бомбардировщика Ту-4, разбившегося почти 70 лет назад. Сейчас идет поиск родственников погибших авиаторов, в том числе и в Алтайском крае.

Стальной бык

Бомбардировщик Ту-4 был первым и некоторое время единственным советским самолетом, способным нести атомную бомбу на борту. Причем его разработка (а точнее, почти полное копирование американского бомбардировщика B-29) началась сразу после Великой Отечественной войны, когда у СССР еще не было атомного оружия. В натовской кодификации Ту-4 получил название «Бык».

Сроки создания самолета были очень короткими. При этом проект, запущенный по личному указанию Сталина, курировал Берия. Отсюда неизбежные поломки и катастрофы этих бомбардировщиков, уже выпущенных в серию. В частности, на Ту-4 горели или отказывали двигатели. Только в 1950–1951 годах в дальней авиации произошло 34 случая разрушения выхлопных коллекторов моторов, и это был далеко не единственный вид аварий. Именно возгорание мотора и стало причиной трагедии, произошедшей в 1953 году с бомбардировщиком, найденным приморскими поисковиками.

Последний вылет

18 августа 1953 года экипаж Ту-4 майора Николая Фёдорова из эскадрильи 444-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка совершал плановый учебный полет с задачей отбомбиться на нескольких полигонах. Полет выполнялся ночью в сложных метеоусловиях. Весь экипаж – молодые, но кадровые военные, многие из которых прошли Великую Отечественную войну. Например, начальник воздушно-огневой службы самолета Николай Рублёв (родом с Урала) во время войны летал на ленд-лизовском бомбардировщике B-25, участвовал в штурме Будапешта. А вот командир корабля – наш земляк из Чарышского района Виктор Хатников на фронт не попал, но имел за плечами хороший летный опыт.

По иронии судьбы 18 августа праздновался День Воздушного флота СССР. И еще одно странное стечение обстоятельств: в этом злополучном полете за штурвалом должен был находиться Василий Бенюх, но перед самым вылетом его заменили Виктором Хатниковым. Как вспоминала супруга Василия Бенюха, Хатникову нужно было увеличить налет часов в сложных метеоусловиях. Кроме того, офицер уже собирался в отпуск и торопился завершить дела.

Первая часть полета прошла в штатном режиме. Летчики благополучно отбомбились по полигонам и уже возвращались обратно, когда в 21.30 загорелся один из двигателей. Пламя сбить не удалось, самолет стал неуправляемым, и огромная машина устремилась к земле…

По словам одного из выживших в том полете, штурмана-бомбардира Ивана Гордеева, майор Фёдоров отдал команду покинуть корабль, но большая часть экипажа, находившаяся в среднем и заднем гермоотсеках, ее попросту не услышала – вышло из строя переговорное устройство. Потому уже падающий самолет покинули только пять человек, включая и самого командира экипажа. Виктор Хатников оставался за штурвалом до последней секунды, пытаясь спасти бомбардировщик.

В отвесном пикировании, с воющими двигателями Ту-4 врезался в болото. Удар был таким сильным, что хвост самолета отбросило на 70 метров от места падения, а один из моторов ушел на глубину свыше 6 метров. Кстати, он и позволил много лет спустя расшифровать судьбу самолета: номер двигателя – как паспорт для человека, сразу дает всю информацию о воздушном судне. Два дня горели обломки бомбардировщика… Представители части прибыли на место катастрофы, забрали оставшихся в живых летчиков и… уехали.

Через несколько дней, 22 августа, командование полка провело «захоронение» авиаторов в поселке Воздвиженка. На церемонии присутствовали и родственники, в том числе мать Виктора Хатникова. Вскоре над братской могилой был установлен памятник. И лишь немногие знали, что в гробы положили землю и вещи, а погибшие летчики остались там, где закончился их полет…

Помоги, брат, подняться с земли…

Солнечным осенним днем 2021 года поисковики объединения «АвиаПоиск» пришли на место трагедии, произошедшей почти 70 лет назад. Под желтой листвой, ковром устлавшей землю у подножия деревьев, угадывалось место падения советского бомбардировщика – 50-тонная машина оставила после себя огромную воронку.

Глубина залегания фрагментов была такой, что пришлось пользоваться экскаватором, с помощью которого извлекали наиболее крупные фрагменты. Трещала помпа, откачивая воду, беспрестанно заполнявшую раскоп. Тяжелая болотистая почва, чавкая под сапогами и лопатами, неохотно расставалась с обломками стального гиганта и членами его экипажа.

Поисковики скрупулезно исследовали грунт, стараясь не пропустить ничего. И вот на глубине 2,5 метра был найден первый из них – штурман-оператор Абрам Годин (родом из Днепропетровска). Старший лейтенант лежал среди обломков радиолокационной станции «Кобальт» с кислородной маской, в брюках, сапогах и кожаной куртке…

Чуть позже в бензиново-масляной жиже вперемешку с болотистым грунтом, среди спрессованного железа были найдены останки других летчиков. Среди парашютов, фрагментов снаряжения и обрывков документов сохранились портсигар с гильзами папирос и… фотография. Эта находка, пожалуй, больше всего удивила и впечатлила поисковиков. С довольно хорошо сохранившегося снимка, сделанного 70 лет назад, смотрел на наших современников молодой летчик: строго очерченные губы, тонкие черты лица, элегантная стрижка по моде 50-х. Он был намного старше тех, кто нашел его, но в то же время навеки остался гораздо младше…

«Это непередаваемое ощущение, когда можно увидеть лица тех погибших воинов, которых мы только что подняли! И увидеть их не на фотографиях из семейных архивов родных, а в их же документах, которые были с ними в последнем полете», – поделился впечатлением командир объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский.

Сейчас поисковики ищут родственников погибших летчиков, чтобы сообщить об их судьбе, и готовят церемонию теперь уже настоящего захоронения останков авиаторов. Родственники Виктора Хатникова найдены алтайскими поисковиками. Родных еще двух наших земляков, Георгия Петровского из Бийска и Владислава Стручкова из Акутихи, еще предстоит разыскать.

Полный список членов экипажа бомбардировщика Ту-4 из 444-го тяжелого бомбардировочного авиаполка, погибших 18 августа 1953 года:

– Хатников Виктор Никонорович, командир корабля, старший лейтенант (с. Усть-Чагырка, Чарышский (ныне Краснощёковский) район, Алтайский край);

– Годин Абрам Владимирович, штурман-оператор корабля, старший лейтенант (г. Днепропетровск, Украинская ССР);

– Рублёв Николай Алексеевич (Александрович), начальник воздушно-огневой службы, младший лейтенант (г. Верхнеуральск, Челябинская область);

– Луптаков Василий Филиппович (Фёдорович), старший воздушный радист, старший сержант сверхсрочной службы (с. Большая Борла, Тереньгульский район, Ульяновская область);

– Петровский Георгий Николаевич, старший воздушный стрелок, младший сержант (г. Бийск, Алтайский край);

– Стручков Владислав Павлович, старший воздушный стрелок, младший сержант (с. Акутиха, Быстроистокский район, Алтайский край);

– Новосёлов Николай Дмитриевич, старший воздушный стрелок, младший сержант (Гостовский с/с Шабалинского района, Кировская область).

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.