Без соцсетей и компромата: об альтернативных выборах на Алтае

0 29
0
(0)

Без соцсетей и компромата: об альтернативных выборах на Алтае

Материалами «Нерушимый блок и Брежнев-«паровоз» и «Торт-«Наполеон», концерты, зарева знамен» мы начали рассказывать о том, как проходили выборы в СССР. А этот текст — о выборах в перестроечную эпоху и последующие годы. Из него вы узнаете, за что обиделся руководитель краевой партийной организации на простого рабочего, какие песни пел во время губернаторских выборов Михаил Евдокимов и как можно победить без соцсетей и компромата на соперников.

Содержание:

Рассвет демократии

26 марта 1989 года в Барнауле дул холодный ветер, сыпал мелкий снег. У школы на улице Эмилии Алексеевой было многолюдно. Гремела бодрая музыка. Юрий Антонов пел «Прощай, со всех вокзалов поезда…». Ну а мы с женой и полуторагодовалым сыном в коляске пришли не прощаться, а скорее, встречать рассвет демократии. Начались первые в истории страны альтернативные выборы народных депутатов СССР. Накануне «Алтайская правда» первополосным крупным коллажом (бюллетень и ручка на фоне Кремля и Верховного Совета) призвала земляков в них активно участвовать. По всем округам было зарегистрировано по два кандидата.

Собственно, первые шаги по модернизации избирательной системы были сделаны еще в 1987 году. Тогда в стране прошли первые конкурентные выборы на многомандатных округах. В порядке эксперимента на собраниях по выдвижению обсуждалось несколько кандидатур, а на 3–5 мандатов в округе регистрировался один дополнительный кандидат.

Из душа – на выборы

В марте 1989-го года барнаульцы, в зависимости от места жительства, голосовали по двум избирательным округам. По Ленинскому 65-му были зарегистрированы Александр Копылов и 28-летний Олег Марков, самый молодой из алтайских кандидатов. А по Барнаульскому 66-му двое работников промышленных предприятий – Анатолий Макшанцев и Владимир Овчинников.

А еще в региональном списке, по Славгородскому округу, значился Филипп Попов, тогдашний первый секретарь крайкома КПСС. Алексей Кулешов, председатель крайисполкома, шел по Шебалинскому округу Горно-Алтайской автономной области, входившей тогда в состав Алтайского края. Еще был в списке москвич Николай Кручина, работавший в ЦК КПСС.

Без соцсетей и компромата: об альтернативных выборах на Алтае

Вспоминает Владимир Овчинников, работавший на Алтайском заводе агрегатов:

— Я закончил смену и мылся в душе. Тут вдруг прибегает парторг цеха и кричит: «Тебя директор ищет, бегом к нему!».

Домылся, оделся, пошел. Оказывается в клубе собрание по выдвижению кандидата в депутаты. Анатолий Владимирович Лунев (директор) сходу: «иди в клуб, там парторг тебе все объяснит, зачем нам чужие? Мы можем выдвигать своего».

Пошел, переговорил. Хотя, честно говоря, не верилось. Всегда из Москвы кандидатов нам спускали или согласовывали. Помню Алиев, Горбачев шли от Алтайского края… Но все же решил попробовать. Согласился и выступил со своей «программой», скорее — видением перед заводчанами (взял за основу депутатскую практику, поскольку был руководителем депутатской группы в нашем поселке Кирова. Выступили Кагирова (крайздрав), В.С. Ревякин. Заводчане проголосовали за меня — и началось… Центральный райком КПСС, АГУ, совещания, работа над программой. Городские проблемы я знал, а с сельскими было похуже. Помогли ребята из Общества содействия перестройке – такое демократическое объединение было, оно собиралось в краевой библиотеке. И все равно многое дали поездки по районам, беседы и с рядовыми избирателями, и с руководителями.

Домашние, особенно тесть, не верили, что смогу выиграть выборы, но поддержали. Жена Надюшка сказала: «все равно какой-то опыт будет полезен"…

О теще и слухах

Алтай, да и страна, опыта свободных выборов не имели. Все делалось впервые, но под прямым контролем местных органов КПСС, которые имели свои предпочтения по кандидатам и не хотели выпускать ситуацию из рук. Если в Москве поднимались волны перестройки и гласности, то в регионах все было «подморожено» и куда скромнее. Крайком партии поддерживал Анатолия Макшанцева, тоже рабочего.

Информации о кандидатах у людей было крайне мало. Тогда еще не было закона, обязывающего СМИ предоставлять кандидатам бесплатные газетные площади и эфирное время.

«Гуляли слухи, «гудело» сарафанное радио. «Грязных технологий не было, но слухи распространялись. То у меня дом — коттедж, то теща секретарь горкома!» — вспоминает Овчинников.

И не только он страдал, но и другие кандидаты. Избирательной комиссии даже пришлось в «Алтайской правде» публиковать сообщение – мол, распространяемые листовки от имени кандидата Копылова – не его рук дело, а подделка, грязная провокация.

Люди звонили в газеты, на телевидение, радио. Просили давать больше информации о выборах и кандидатах – мол, что за фрукты, что у них в головах, с какими программами идут на выборы? Этой проблеме была посвящена публикация в «АП» в середине марта 1989 года. Журналист взял комментарий у сотрудницы райкома партии. Та отвечала туманно, но бодро: дело, мол, новое, выборы непривычные, воздух демократии пьянит некоторые горячие головы, а тут нужна взвешенность и осторожность. Клубов избирателей по городу столько-то, встреч проведено столько-то. Информация доступна. Так что избиратели при желании всегда на такие встречи могут сходить. Но и кандидаты должны быть поактивнее, конечно.

В первом туре никто из соперников не набрал больше 50% голосов. Во втором победил Овчинников. Он рассказал:

«По Барнаулу фактически соревновались два райкома, а упор делался на встречи в трудовых коллективах. Мне на пользу сыграло то, что вторично пришедшие на голосование свое мнение не меняли и, думаю, мое появление в эфирах очень популярной тогда независимой телекомпании «ТВ СИБИРЬ» очень повысило узнаваемость. Плюс «Молодежная программа» на краевом радио, плюс старались и ребята из общества содействия перестройке!

В газете мы как кандидаты появились в «Правде» на фото Виктора Садчикова. Местные издания печатали интервью с нами, когда были в районах, и наши авторские статьи. А вот материалы, которые готовили ребята из группы поддержки, не всегда принимали. И упор на независимое ТВ специально я не делал, просто ведущий и соредактор ТВ «Сибири» Павел Черепанов звонил, приглашал, я шел всегда. Тем более в разговоре выяснилось, что Черепанов жил на той же улице Прудских, где живу я!»

Да, крайком КПСС был нацелен на Анатолия Макшанцева, но избиратель решил по — другому…

Стал депутатом и Филипп Попов. Фактически мандат был для него «золотым парашютом». Через год он покинет пост руководителя краевой партийной организации и станет персональным пенсионером союзного значения. В свое время, в 1985 году, он был назначен «на край» вопреки мнению местной партийно-хозяйственной элиты. И, в отличие от предшественников, не снискал у нее особых симпатий…

С цветами и в тапочках

Владимир Овчинников:

«Выиграл — веди себя достойно», — говорил мне Попов. И жаловался Владимиру Баварину – мол, Овчинников на ТВ орангутангом меня назвал». А он перепутал слова — я его ортодоксом назвал… Очень прилично вел себя Алексей Антонович Кулешов. Депутаты из Горного уважительно относились, Ия Андреевна и Дагмара Сергеевна помогали. Вот по явке врать не стану, у меня архив был на работе, в администрации города. Когда я ушел в отпуск, коллега занял мой кабинет и весь архив в мешки и на свалку. Очень жалею!..»

О победе Владимиру сообщили в день выборов в 23.00 коллеги по заводу из участковой комиссии:

«Приехали человек 12, забрали меня — как был, в трико и комнатных тапочках, и увезли в Центральный райком партии. Смешнее вышло потом, когда довезли обратно до Челюскинцев, с букетом цветов, в тапочках и трико, высадили из машины, и я квартал по ночным Прудским пешком шел домой…»

Подводя итог тому периоду, Владимир Петрович уверен, что школа выборов и депутатства позволила ему понять политические и социальные механизмы в стране, познакомила со многими достойными, выдающимися людьми и стала базой дальнейшего развития. В отличие от другого народного депутата, Александра Копылова, Овчинников не остался позже в Москве, в федеральных структурах, но не жалеет об этом. Он долгое время работал в администрации Барнаула.

Шутки в сторону

Но перенесемся на 15 лет вперед, минуя «лихие 90-е». Зимой 2004 года на Алтае готовились к масштабному событию — выборам президента, губернатора, в Краевой совет народных депутатов. Выбирались также главы городов и районов.

В феврале 2004 года мы с группой журналистов приехали к Михаилу Евдокимову в Верх-Обское. Начиналась избирательная кампания. На лице юмориста — кандидата — усталость от множества проблем.

Без соцсетей и компромата: об альтернативных выборах на Алтае

«Много знаний – хрен знает сколько печали», — сказал он.

Жаловался, что на местах встретиться с народом не дают – на дверях арендованных ДК будто бы вешают замки. Но его штаб отвечал задиристо – листовками, газетой «Шутки в сторону!» с броскими заголовками «Хватит делать дураков из сибирских мужиков!». Еще больше на него работала народная молва.

Сыграли в биллиард, Евдокимов сварил нам свои фирменные пельмени. Угощал водкой «Почтенной».

«Меня тут Караулов на ТВ полощет из-за этой водки. Но я все акции передал, а скоро вообще продам. Говорят, что меня марсиане заслали, я будто бы марионетка олигархов. Чушь собачья, я свой, алтайский, душа болит, как земляки живут!

— А кого хотите на Алтай пригласить?

— Арнольда Шварцнеггера. Свой брат-артист. Губернатор.

А потом телевизионщики попросили его спеть. Какие кадры! Он вначале махнул рукой – не до песен. А потом подумал и согласился. «Земляки», «Баня», «Алтай для меня – это Родина»…

Мы хором подпевали. Скоротечная избирательная кампания только набирала обороты. До победы Евдокимова оставалось два месяца. До трагической гибели на Чуйском тракте – полтора года.

«Боль жить мешает»

Как же освещала эту кампанию «Алтайская правда»? В январе на первой полосе – репортаж о новогодних представлениях для школьников. Их посетил Александр Суриков с внуком. И далее регулярно газета публиковала отчеты о совещаниях и встречах действующего губернатора. Публикация с громким заголовком «Семилетный план Александра Сурикова» — еще одна программа действий.

Остальные кандидаты вели агитацию, размещаясь бесплатно и покупая рекламные площади в газете. Первый агитационный материал Евдокимова был озаглавлен «С сердцем, разорванным в клочья». В нем он сетует на повальную нищету земляков.

«Кандидат говорит – вы за меня проголосуйте, а уж потом я для вас все сделаю. А люди в ответ: да знаем тебя как облупленного. Ты на наворованные деньги сделай что-то полезное, а мы потом посмотрим…»

— «Но что вы можете сделать? – Cпрашивает Евдокимова журналист в этом же материале. – Опыта руководящего нет. Да и какой из шутника борец за правду?»

— «Про правдоискателей вы точно сказали. Про таких чудиков и Шукшин писал, все разобраться в их душе пытался, чтобы свою душу очистить. Но и Шукшина мы предали. Проводят чтения, мероприятия, только в них мало что от его духа и страсти… Я иду на выборы, потому что мне боль жить мешает. Нет у меня опыта? Это еще поглядим. Тут опытные и абсолютно равнодушные давно у власти прикормились…»

Через несколько номеров газеты – обращение инициативной группы в поддержку выдвижения Евдокимова. И рядом – письмо в поддержку Сурикова. А далее – тяжелая артиллерия – выступление кандидата в губернаторы В. Никулина. Заголовок – «Что будет, если победит Евдокимов».

Кандидат пугал читателей задержками зарплат, безработицей и ростом цен.

В подборках писем, которые регулярно публиковала газета, также давалось место высказываниям на выборную тему – в основном авторы «поливали» Евдокимова, пугали мрачными перспективами и хвалили действующую власть.

Но вот и 14 марта. Президентские выборы и первый тур губернаторских. В ближайшем номере на первой полосе репортаж и фото – А. Суриков ожидает своей очереди на получение бюллетеней для голосования.

А в следующем выпуске уже, собственно, предварительные итоги: лидирует Суриков (47 процентов голосов), Евдокимов – второе место – более 39 процентов голосов. Остальные кандидаты резко отстали.

А 17 марта выборы прокомментировал Суриков. Он посетовал на изощренные избирательные технологии, кандидатов-дублеров и распространяемую ложь. Отверг слухи о контактах членов его команды со штабом Евдокимова. И самое главное – оценил соперника:

«Я думаю, что у него есть любимая профессия, которую просто так не бросают. А вот есть ли у него для того чтобы быть губернатором необходимые навыки – это еще большой вопрос…»

Чье вторжение?

А на улицах города появились плакаты и билборды под слоганом «Остановить вторжение». Словно Алтай атаковал десант инопланетян или еще какой неизвестный враг.

В СМИ появилось много рассуждений, что за Евдокимовым стоят неизвестные финансисты и олигархи, которые ничего хорошего региону не принесут.

Накануне второго тура штаб Евдокимова опубликовал обращение кандидата к землякам.

В нем он повторил тезис о том, что пришел за правдой и справедливостью, хочет сделать жизнь людей лучше , а его команда не даст украсть победу и надеется на честный подсчет голосов.

Поддержал Сурикова со страниц «АП» Аман Тулеев, а также приехавшие с концертами Иосиф Кобзон и Надежда Бабкина. Все ждали публичной поддержки президента Путина, а он молчал. В пятницу, накануне второго тура, президент, наконец, принял губернатора. Это был мощный сигнал.

«Мы знаем, кто должен руководить Алтайским краем», — сказал Путин.

Еще перед вторым туром в Барнаул прилетел странный самолет, полный спортивного вида людей. Осталось неясным, были ли это были агитататоры за кандидата Сергея Шабалина, то ли за Евдокимова, то ли еще за кого-то. Самолет заблокировали, пассажиров заблокировали в здании аэровокзала, а потом заставили улететь обратно.

Тему Евдокимова раскручивали федеральные СМИ.

Накануне голосования «Комсомольская правда» вышла с обложкой, обыграв тему «тайного самолета»: на заднем плане были спускающиеся по трапу люди, а на переднем – Евдокимов с топором. Правда, на победу юмориста «КП» откликнулась заголовком в стихах: «Ягода-смородина, я вернулся, Родина!»

«Бабкина – за бабки»?

Но вот и финал. В «АП» вышел отчет под заголовком «Выбор сделан». Избирательная комиссия сообщила: за Сурикова – 46,29% голосов. За Евдокимова – на 37 тысяч больше.

В этом же номере – заметка о вечеринке для журналистов, которую устроил штаб Евдокимова вечером в день выборов — с икрой, красной рыбой и водкой. На экран оперативно выводились данные экзит-пулов, они показывали опережение кандидата. В штабе готовились к фальсификациям и протестам. Но их не было.

Ночью охранники Сурикова вынесли из кабинета губернатора его личные вещи. Губернатор решил не опротестовывать итоги выборов, раз так решил народ.

А ранним утром, почти в ночь, журналист «АП» Сергей Тепляков с фотокором помчался в Верх-Обское. Евдокимова застали во дворе дома. Новый губернатор торопился в Барнаул.

Михаил Сергеевич сказал, что кампания была сложной. Что Путин, с которым он катался прошлым летом здесь по Оби, «просто спросил, собираюсь ли я баллотироваться, а о прямой поддержке не было речи. Но меня позвали, и я пошел…»

Что совершенно не понимает Надежду Бабкину, которая вначале была за него, а потом стала за Сурикова: «Бабкина – за «бабки»!.

Что с Суриком виделись всего один раз, во время дебатов на радио. Общения не было. Это исключено.

Серъезный барометр

А Светлана Агаркова, руководитель совета Ассоциации руководителей муниципальных образований края, стала в том же 2004 году главой Алейского района сразу в первом туре всенародных выборов, победив всех своих земляков- соперников.

Без соцсетей и компромата: об альтернативных выборах на Алтае

«Все четыре кандидата были люди местные, уважаемые, — рассказывает Светлана Яковлевна. – Политические партии тогда еще не так активно продвигали своих кандидатов на местных выборах. Вся агитация строилась через корпус руководителей сельхозпредприятий, глав сельсоветов. Соцсетей и мессенджеров еще не было, упор делался на печатную продукцию – газеты, листовки. И личные встречи.

Кандидатом в краевой совет тогда выдвинулся Виктор Фоминых, руководитель Алтайзернопродукта. Ныне покойный. Он, собственно, и убедил меня в необходимости участия в выборах, взял в свою команду, много помогал с агитационной кампанией он сам и его политконсультанты. Я многому у них научилась. Но в итоге он не прошел, а я прошла…»

В чем секрет успеха «Маргарет Тэтчер из Малиновки» (так называют в районе Светлану Агаркову)?

Черного пиара не было, грязью никто никого не поливал. Каждый агитировал за себя, опираясь на свой актив. В плюс Агарковой пошла ее высокая узнаваемость, большой опыт работы вначале в хозяйстве, потом в органах КПСС, затем в управлении муниципальным имуществом Алейского района.

«Я говорила, что нужно больше внимания уделять селу. Покончить с диспаритетом цен, — вспоминает Светлана Яковлевна. — И в 2004 году победила с небольшим отрывом. А вот в 2008 году, также на всенародных выборах, отрыв был уже большой. При этом известно, что в первый раз победить легче, чем потом переизбраться. Тебя воспринимают как нечто новое, а уж потом – спрашивают, что сделано. Я храню всю аналитику по выборам, результаты голосования по селам района за кандидатов, партии. Это серъезный барометр. Если высок процент проголосовавших за оппозиционные партии и их кандидатов – возможно, сказалась ностальгия по старым временам. А может, и мы, власть, где-то недорабатываем…»

Форма и суть

Тогда же, в 2004-м, вместе с Агарковой избрались глава Рубцовского района Петр Афанасьев, Косихинского района – Константин Татарников. И переизбирались в 2008-м. А потом регулярно их выбирали главами уже депутаты районного совета. Есть в крае и другие политические долгожители, которые пользуются высоким авторитетом земляков и делом раз за разом подтверждают свое право руководить своими территориями…

«Алейский район всегда голосует очень активно, мы в первой тройке по явке. Пришло время новых форм агитации. Нужно быть активным в соцсетях, мессенджерах, власть должна быть публичной, обо всем рассказывать, объяснять жителям. Но это все форма, а главное – суть, содержание – если ты любишь свой район, людей, делаешь дело с душой на совесть, стараешься за земляков – они это оценят. А если пустое место, никакие соцсети не помогут», — убеждена глава Алейского района Светлана Агаркова.

Фото: Андрей Каспришин и Михаил Хаустов

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.