Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

0 31
0
(0)

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Как кинематографисты в Алтайском крае бегали за поездом

Судьбы многих кинематографистов связаны с нашим краем. Именно им посвящено новое уникальное издание, подготовленное Государственным музеем истории литературы, культуры и искусства Алтая. Фотоальбом «Кинопанорама Алтая» вышел в рамках губернаторского издательского проекта и приурочен к юбилею края.

Содержание:

В сердце навсегда

«Трудно понять, но как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство…» – эти слова В.М. Шукшина близки и понятны всем, в чьем сердце навечно поселился образ Алтая. Он мог быть обретен по факту рождения и связан с детством и юностью, с родным домом и близкими людьми, а мог поселиться в душе в зрелые годы, подарившие человеку судьбоносную встречу с благословенной землей. Когда бы ни случилось это соприкосновение, Алтай остается в сердце навсегда.

Бесспорно, фильмы, созданные при участии земляков, зрители смотрят с особым чувством. На страницах нового издания читатель найдет материалы о 79 кинематографистах, среди которых 2 народных артиста СССР, 11 народных артистов России, 19 заслуженных артистов, деятелей искусств и работников культуры России.

Искренней народной любовью вознаграждены земляками все деятели кино, исток судьбы которых находится здесь, на Алтае, земле, расположенной далеко от ведущих кинематографических центров. Среди уроженцев Алтая – мастера отечественного киноискусства – режиссеры: Иван Пырьев, Василий Шукшин, Владимир Хотиненко, сценарист Николай Лырчиков, любимые в народе актеры Екатерина Савинова, Сергей Колтаков, Владимир Кашпур, Валерий Золотухин, Алексей Булдаков, Нина Усатова и многие другие. Наша новая книга – дань благодарной памяти и признательности землякам-кинематографистам.

Как и картины с участием земляков, мы с особым чувством смотрим фильмы, натурные кадры которых сняты в нашем крае. Начиная с 1920-х годов Алтай постоянно находился в центре внимания кинематографистов, занимая заметное место на кинокарте нашей страны. Именно здесь прошли в 1924-м съемки первого сибирского игрового фильма «Красный газ» и одного из первых отечественных звуковых фильмов «Одна» (1931). На Алтае были сняты легендарные фильмы «Кащей Бессмертный» (1944) и «Белый клык» (1946), а также три фильма Василия Шукшина «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки».

Наша книга рассказывает о лентах, ставших легендами российского кинематографа. Вспомним же удивительные истории, связанные с киносъемками на Алтае. 

«Красный газ»: неожиданный финал шедевра

Постановка фильма была поручена режиссеру томского театра студийных постановок Ивану Григорьевичу Калабухову. Он был выпускником Московского музыкально-драматического училища. В начале своей театральной деятельности имел счастье встречаться с К.С. Станиславским, Вл. Немировичем-Данченко, Евг. Вахтанговым. У Калабухова был скромный кинематографический опыт, сводившийся к съемкам в массовках и паре эпизодических ролей.

На главную роль в фильме «Красный газ» была приглашена актриса из труппы Вс. Мейерхольда Маргарита Горбатова. Другие роли получили актеры из театров Томска, Новониколаевска, Барнаула, Бийска. Роль рабочего Андрея  сыграл знаменитый актер и режиссер Гарденин, труппа которого успешно выступала в Бийске и Барнауле в сезоны 1918-24 годов. Оператором фильма был Марк Налетный, ранее снимавший только документальное кино. Был в киногруппе и консультант по «белогвардейским» вопросам Георгий Леонардович Пожарицкий — кадровый офицер царской армии, чьи боевые заслуги на фронтах первой мировой войны были отмечены орденами, служивший и у Колчака…

Киногруппа имела один съемочный аппарат и 2000 метров пленки. Такой же длины должен быть и готовый фильм! Приступая к съемкам, постановщики понимали, что они не могут делать дубли и допускать брак.

Съемки картины проходили в Новониколаевске, Бийске, Колывани и в разных районах Горного Алтая. Видовые кадры, сделанные на Катунском и Южно-Чуйском хребтах, в местечке Девичий плес, на Ергольском водопаде стали настоящим украшением фильма.

Спрос на фильм сибиряков был столь велик, что каждая копия картины крутилась в прокате до тех пор, пока пленку еще можно было зарядить в кинопроектор. В 1925 году Главполитпросвет оценил фильм «Красный газ» как «лучшее достижение советской кинематографии». Счастливо сложившаяся экранная жизнь фильма имела неожиданный итог. Вскоре выяснилось, что от огромного по тем временам тиража не осталось ни одной целой копии фильма и, к сожалению, для истории он был утрачен.

«Долина слез»: и снова утрата

1924 год в истории кино на Алтае отмечен еще одним значительным событием – выходом на экраны кинофильма «Долина слез». Идея создания этой киноленты принадлежит кинорежиссеру, оператору и художнику Александру Разумному. С именем А.Е. Разумного неотъемлемо сочетаются такие слова как «впервые», «первый», «новый» и т.п. Он создал первый в Москве агитационный театр (Театр революционной сатиры), снял первый советский агитационный фильм, первым стал работать над историко-революционной темой в кино.

В основу сценария «Долины слез» были положены алтайские сказания, которые обращали зрителя к истории коренных народов. В состав актерской группы вошли В. Корин, П. Леонтьев, Н. Шатерникова, Н. Беляев, А. Панкрышев, Р. Мессерер. В экспедиции работал киномеханик — тезка оператора К. Кузнецов и администратор Плисецкий.

В конце июля 1924 года киногруппа направилась на Алтай. Актриса Нина Шатерникова позже так вспоминала об этом: «Поехали на Алтай, не имея ни малейшего понятия об ойротах. Не знали даже, как они выглядели. Там я действительно пролила «долину слез». Условия экспедиции были тяжелые. Ехали долго. От Новосибирска до Барнаула поезд тащился еле-еле. Чтобы немного размяться, мы часто выскакивали из вагона и бежали рядом. От Бийска до Горного Алтая целыми днями ехали на лошадях по полям, спугивая перепелов. Днем загорали на солнце. А ночью спали в полушубках, ногами к костру. А в деревнях, в школах — на полу. Все два месяца провели в седле».

Многим будет интересно узнать, что великую балерину Майю Плисецкую  подарили миру участники экспедиции на Алтай, будущий советский дипломат Михаил Плисецкий и звезда немого кино Рахиль Мессерер.

Увы, успех фильма «Долина слез» так же, как и в случае с лентой «Красный газ», обернулся утратой всех копий кинокартины.

«Одна»: первая песня в кино

В 1929-1930 годы на Алтае осуществлялись съемки фильма «Одна». В историю отечественного киноискусства эта картина вошла как одна из первых звуковых лент советского кино. Создателями фильма «Одна» стали знаменитые режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг.

Идея создания фильма принадлежала Л. Траубергу. Его внимание привлекли несколько строчек в газетной хронике, в которых сообщалось о том, как сельская учительница заблудилась в снегах, замерзла и тяжело заболела. Врача в округе не было, и по решению правительства за больной был послан самолет.

Натурные съемки картины было решено проводить на Алтае. В состав киноэкспедиции вошли художник Евгений Еней и оператор Андрей Москвин (один из основоположников советской кинооператорской школы). Из профессиональных актеров на Алтай поехали Елена Кузьмина и Сергей Герасимов (позже ставший крупнейшим в отечественном киноискусстве кинорежиссером) и др.

Съемки натурных сцен картины осуществлялись в окрестностях селений Верхний и Нижний Анос в 1929-30 годах. В то время обстановка в сельской местности была неспокойной, в деревнях начиналась коллективизация. Л. Трауберг писал: «Скажу правду: по-настоящему мы ничего – как и многие другие – не поняли, но чувствовали: какая-то беда. Беда для всех».

Г. Козинцев в своей книге «Глубокий экран» рассказывал: «Двигались на восток бесконечные эшелоны, груженные стройматериалами и машинами, — начинались огромные стройки; а на проселочных дорогах, вдали от железнодорожных путей, мы встречали обозы выселяемых кулаков. Было беспокойно. В одной из деревень на наших глазах растаскивали колхозное имущество. Нам выдали оружие. У входа в избу, где хранилось съемочная техника, пришлось установить дежурство».

К съемкам сцены камлания удалось привлечь настоящего кама со странным именем Петух. В работе над фильмом приняли участие многие местные жители. Существенную помощь киногруппе оказали художник Григорий Гуркин, этнограф и композитор Андрей Анохин. Именно они помогли режиссерам найти и уговорить сняться в роли ученицы алтайскую девушку Тяйхан Духанову (сцен.псевд. Элиана Дугина). В качестве переводчика рядом с Тяйхан постоянно находился шаман Петух.

Участие в съемках настоящего шамана стоило режиссером неприятностей. По возвращении киногруппы в Ленинград стало известно, что в Центральный совет воинствующих безбожников поступила жалоба из Ойротии: «Областной совет ОВБ такой поступок со стороны ленинградской киногруппы считает грубейшей политической ошибкой, тем более, что они взяли такого кама, который среди населения пользуется авторитетом, раз уже в Москву ездил, а теперь его повезли в Ленинград».

Необычность работы над фильмом «Одна» состояла в том, что режиссеры, начавшие съемки немой картины, вскоре приняли решение сделать ее звуковой. Музыку к фильму писал композитор Дмитрий Шостакович. Специально для «Одной» Д. Шостаковичем была написана на стихи Николая Заболоцкого песня «Какая хорошая будет жизнь» — первая в советском кино песня для кинофильма.

Кинолента вышла на экраны в 1931 году, вскоре после премьеры «Путевки в жизнь» Н. Экка, таким образом, заняв почетное второе место в истории зарождающегося отечественного звукового кино.

«Кинопанорама Алтая» Составление – Елена Огнева, замдиректора ГМИЛИКА по научной работе. Редактирование – Игорь Коротков, директор ГМИЛИКА. Художественное оформление – дизайнер Валерий Шкварковский.

На главном фото (слева направо): авторы книги И. Коротков и Е.Огнева, директор Алтайского дома печати Александр Беляев

Елена ОГНЕВА. Подготовила Светлана ТИРСКАЯ

Главное фото: архив ГМИЛИКА; фото книги: Евгений НАЛИМОВ

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.