Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха

0 36
0
(0)

Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха

Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха

Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха

Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха

Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха

Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха

Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха

Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха

В эти дни завершается пленэр-экспедиция по рериховским местам, организованный краевым отделением Союза художников России.

В нем приняли участие известные алтайские живописцы и члены Российской академии художеств. Это первое событие в череде мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Рериха, которое будет отмечаться в России в 2024 году. Об идее проехать с холстами и этюдниками по следам Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов рассказали ее авторы и непосредственные участники.

Содержание:

Грант на идею

«Мы первыми в России заявили план празднования 150-летия Рериха, – замечает директор Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) Игорь Коротков. – Дата значительная, художник – фигура мирового масштаба, а Алтай занимает в его судьбе и творчестве важное место, поэтому в крае создали оргкомитет, который возглавил губернатор Виктор Томенко». В планах – большие выставочные проекты и даже театральные постановки. Алтайские художники выдвинули идею пленэра, а за ним и выставки, получив на реализацию губернаторский грант в сфере культуры. Окончательные итоги проекта мы увидим уже в 2024 году.

– Пленэры Союза художников Алтая, поддержанные краевыми грантами, уже проходили на родине Шукшина в Сростках, в Косихе в год 90-летия Роберта Рождественского и в Колывани, – перечисляет председатель краевого отделения союза Дмитрий Петренко. – И я помню, как все начиналось с разговора, а не проехать ли по маршруту, которым почти 100 лет назад прошла экспедиция Рериха? Затем к слову «пленэр» добавилась «экспедиция», потому что просто писать этюды показалось недостаточным и возникло желание пригласить к участию сотрудников ГМИЛИКА.

А дальше подключился член правления союза, заслуженный художник Анатолий Щетинин. Именно он пригласил востоковеда Владимира Росова, заведующего отделом наследия Рерихов Музея Востока, затем – вице-президента Академии художеств живописца и графика Виктора Калинина (ему принадлежат эскизы мозаик, которые должны украсить здание строящегося Художественного музея Алтайского края) – оба ответили согласием. Кроме того, на Алтай приехали академики Евгений Ромашко, Илья Хрипченко и Владимир Анисимов с супругой – художницей Ольгой Яушевой. К ним присоединились искусствовед, профессор, действительный член Академии художеств Михаил Шишин (соавтор книги «Николай Рерих: открытие Алтая»), коллекционер из Новосибирска Андрей Ковалёв и директор ГМИЛИКА Игорь Коротков, а также алтайские живописцы Василий Кукса, Николай Панченко, Анатолий и Ирина Щетинины. Документировать происходящее позвали кинооператора Анатолия Фукса – как оказалось, в его архивах есть материалы, непосредственно связанные с семьей Рерих, в частности съемки Института «Урусвати» в индийской долине Кулу.

Фигура, окружённая тайной

«Сложилась команда, которой можно только позавидовать, – говорит Игорь Коротков. – Поверьте, если бы столичные академики не знали лично Анатолия Щетинина и не доверяли ему, никто бы сюда не поехал. Тем более в Горный Алтай, где все легко испортить дезорганизацией и плохими бытовыми условиями. Это не в городе писать этюды!»

Отправным пунктом в конце сентября стал Алтайский район, затем были Усть-Кан, Усть-Кокса, Акташ и другие точки в Республике Алтай.

– Я сразу настаивал, чтобы мы обязательно посещали музеи. У всех ведь в головах свои мифы про Рериха, это фигура, окруженная мистикой, тайной, начиная от секрета его красок и заканчивая международной деятельностью, – объясняет директор ГМИЛИКА. – Мы разговаривали про историю Алтая, Чуйского тракта, посетили Денисову пещеру. Побывали в замечательном музее Рериха в Верх-Уймоне, где художники послушали лекцию и даже остались писать музейное здание. А дальше ездили в Тюнгур искать хороший вид – наши местные живописцы знают красивые точки.

– Теперь этюды должны вызреть, а затем пройдет выставка, которая все подытожит, с обязательным изданием каталога, – говорит Анатолий Щетинин.

Получившиеся работы организаторы планируют показать в следующие два года в Барнауле, Новосибирске, Горно-Алтайске, Москве и Петербурге. Кстати, художники заранее обсуждали будущую экспозицию и пришли к выводу, что она должна быть разнообразной по жанрам, не ограничиваясь горными пейзажами. Так что Владимир Анисимов и Ольга Яушева, например, сосредоточились на написании портретов местных жителей в национальных костюмах. Не обойдется итоговая выставка и без произведений барнаульского художника Леопольда Цесюлевича (1937–2017) – исследователя алтайского этапа Центрально-Азиатской экспедиции Рериха, неоднократно прошедшего ее маршрутом.

Фото предоставлены участниками пленэра

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.