«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

0 0
0
(0)

«После болезни я все время боюсь чего-то не успеть», — признается Наталья Смарыгина, советник директора по воспитанию и учитель английского языка барнаульского лицея №73. У Натальи аспергиллез – грибок черной плесени в легких. Это неизлечимо, и она старается брать от жизни максимум. Всего за несколько лет работы в школе Наталья получила множество наград, а в 2023 году победила во всероссийском проекте «Учитель большой страны». Мы поговорили с Натальей о профессии преподавателя, блогерстве, современных детях, играх и ее семье.

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

Содержание:

Все дороги приводят в школу

Школьники и родители называют Наталью Смарыгину учительницей от Бога. Кажется, она сразу родилась учителем, а не стала им. Однако сама Наталья так не считает:

«Рождаются ребенком, — смеется она. — Конечно, у всех нас есть определенные склонности и задатки. Но все равно люди разные. Одни чуть ли ни с младых ногтей грезят о профессии учителя и потом действительно становятся прекрасными преподавателями. А другие, как и я, приходят в школу далеко не сразу».

Наталья честно признается: в детстве она хотела быть роботом-трансформером. Но такого факультета в алтайских вузах нет. А потому пришлось выбирать другую специальность, и Наталья решила стать учителем английского языка, поступив в АлтГПУ.

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

Получив диплом учителя, наша героиня не спешила сразу идти в школу. Вместо этого она работала на историческом факультете родного педагогического вуза. Спустя восемь лет работа в образовании Наталье наскучила вовсе, и женщина кардинально поменяла сферу деятельности. Ушла в кадры, а чтобы не тосковать в офисе, попутно открыла свое праздничное агентство.

Но в 2016 году жизнь неожиданно перевернулась. Врачи выявили у Натальи болезнь — аспергиллез, при котором органы поражает грибок черной плесени. Процесс этот необратимый, а прогнозы врачей были неутешительны — они отвели Наталье всего пять лет жизни. А ведь у нее на руках была маленькая дочка, которая только пошла во второй класс, множество планов и простое желание жить.

Женщина прошла через все стадии горевания: отрицание, злость, торг, депрессия… У нее опустились руки, больше не хотелось ничего. И вдруг в один из самых черных дней Наталье позвонили. Классный руководитель дочери спрашивала, есть ли у нее на примете учитель английского языка. И женщина посчитала это знаком — пора действовать. Через две недели она уже пришла устраиваться в лицей №73.

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

Вопреки страхам

«У меня были большие сомнения по поводу работы в школе, — вспоминает Наталья. — Но меня очень поддержал муж. Он уже привык к моим нестандартным решениям. Потому спокойно воспринял идею закрыть бизнес, уволиться со спокойной работы и пойти работать учителем английского языка».

Женщина признается, что первое время ей было страшновато. Ведь до этого учительницей она не работала и боялась, что не сможет найти общий язык с учениками. «Но, как оказалось, законы общения во многом одинаковы и для детей, и для взрослых. Ведь ребенок — это отдельная цельная личность, заслуживающая уважения, доверия и честности», — говорит женщина.

С тех пор прошло восемь лет. За это время Наталья победила во множестве профессиональных конкурсов, родила сына и стала советником директора по воспитанию. А два года назад взяла классное руководство над пятым классом.

«Мне кажется, что все было не зря. Если бы я сразу после вуза пошла работать в школу, то неизвестно, как бы сложилась моя судьба. Может быть, я бы не стала тем, кем сейчас являюсь. Потому я благодарна за полученный опыт и смотрю на жизнь под новым углом», — говорит Наталья.

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

Однако болезнь все еще прогрессирует.

«Но я научилась с ней жить и, более того, спокойно о ней рассказываю широкой публике. Мой опыт может быть полезен другим людям, которые тоже проходят через подобные испытания. И я надеюсь, мне удастся показать, что безвыходных ситуаций не бывает, и надежда есть всегда», — считает наша героиня.

Гонка со временем

Болезнь также научила Наталью ценить время. После диагноза у женщины появился страх чего-то не успеть, что-то не доделать. Отчасти это объясняет ее большое количество достижений. В начале года женщина стала финалистом всероссийского соревнования-хакатона от образовательной платформы «Сферум». В январе победила во всероссийском конкурсе «Самый вдохновляющий педагог-блогер», в сентябре заняла первое место во всероссийском проекте «Учитель большой страны». А в октябре ее портрет повесили на Доску почета «Учительская слава Барнаула».

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

Многие люди спрашивают у Натальи, как она все успевает. На что она всегда отвечает: «Вы не знаете, сколько я еще не успеваю!»

«И все-таки я стараюсь уделять внимание своей семье, ведь родные — моя главная поддержка и опора. Совместные путешествия, походы в театр и кино помогают мне перезагрузиться после тяжелых рабочих будней», — говорит наша героиня.

В семье Натали есть добрая семейная традиция: каждый вечер они собираются за столом и болтают обо всем на свете, без телефонов и гаджетов. Обсуждают, как у кого прошел день, и делятся новостями. Даже психологи отмечают, что такое времяпровождение — это особенный вид терапии.

«Еще мы очень любим выходить на пикники в соседний парк. Пьем горячий чай, едим бутерброды и просто играем на природе. Раз в месяц я с дочкой устраиваю особенные «Дни девочек», когда мы проводим время только вдвоем: ходим по магазинам, в кафе и просто общаемся. А сынок любит по вечерам вместе с папой смотреть на город», — рассказывает Наталья.

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

Специальный вопрос Наталье Смарыгиной

— Не хочется снова поменять место работы?

— Вовсе нет. Но как только я пойму, что работать в школе мне больше не нравится, то уйду.

Я глубоко убеждена, что не стоит заниматься тем, что не приносит удовольствия. Особенно в школе. Ведь чему можно научить и вдохновить детей, когда сам не горишь собственным делом?

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

Полезные игры

— Современные дети действительно таковы, как их рисуют большинство учителей: зависимые от гаджетов и с клиповым мышлением?

— Вы знаете, это особенность каждого поколения: считать, что вот раньше было лучше. И дети были другими, и трава зеленее. Не зря еще классик Михаил Лермонтов писал: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы!»

Конечно, сейчас дети растут в совершенно других условиях, чем те же ребята 1980-х и даже 1990-х. Они потребляют информацию в огромных количествах и впитывают ее, как губки. Причем требуют подтвержденных фактов и серьезных аргументов, на слово уже не верят.

Но при этом они иногда схватывают поверхностные знания. Особенно это заметно, когда начинаешь с ними разговаривать. Вот недавно подняли на классном часе тему вейпинга. Ученики тут же гордо заявили, что уже знают, что это такое и как работает. Но стали с ними разбираться в теме глубже — узнавать, как вырабатывается никотиновая зависимость, какие могут быть последствия для здоровья — и они уже с интересом начали слушать. Поэтому задача современного учителя — помочь детям увидеть суть проблемы.

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

— Общаясь с детьми, как со взрослыми, не теряет ли про этом учитель свой авторитет?

— Мне кажется, авторитет теряется как раз тогда, когда о нем постоянно переживают. Заботясь о том, как бы не допустить ошибку и не утратить влияние, можно только зайти в тупик. Важно понимать, что мы все совершаем ошибки, нужно только уметь их признавать. И на этом строится авторитет.

К тому же я считаю, что с детьми можно и нужно разговаривать как со взрослыми. На самом деле, это во многом облегчает общение с ними. Например, мы с сыном перед тем, как идти в магазин, всегда договариваемся: у нас есть определенная сумма, и на эти деньги мы сегодня купим только продукты и что-нибудь сладенькое, а игрушки в другой раз. И даже если он вдруг видит на витрине машинку, которая ему очень понравилась, я ему напоминаю: «Андрюша, мы же с тобой договаривались». И он мне отвечает: «Да, я помню, тогда вернемся за ней в следующий раз».

Но при этом важно помнить, что дети — это все же не взрослые. С ними очень важно играть.

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

— А как игры помогают в обучении?

— С помощью игр мы прививаем желание учиться. Когда школьники чем-то увлечены и у них горят глаза, они сами тянутся к новым знаниям. К тому же творческие задания развивают креативное мышление. Ученик вряд ли что-то запомнит, если просто опишет на английском персонажа из учебника. Но если он возьмет своего любимого героя мультфильма, сделает из его описания загадку, а потом еще нарисует портрет — то можно быть уверенным, что урок будет точно усвоен. К тому же мы ничуть не отклоняемся от учебного плана, просто делаем задания более живыми.

Мне самой нравится общаться с детьми и быть с ними на одной волне. На перемене мы можем обсудить с девочками корейские группы и выяснить, кто из них лучше: Stray Kids или BTS. Да и потом всегда есть, что обсудить с дочерью-подростком.

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

«Должен» — неправильное слово

— Сейчас родители особенно обеспокоены дальнейшей жизнью своего ребенка. Им важно, чтобы их чадо стало успешным. Но кто должен заниматься с ребенком: учитель или родитель?

— Не люблю слово «должен». Это из серии «хорошая мать должна…» или «вот ты — учитель, ты должен…» Общая цель преподавателей и родителей: помочь нашим детям стать достойными людьми и прожить счастливую жизнь. Ведь самое главное — оставаться человеком.

Слово «успешный» здесь тоже не очень подходит. Понятие успеха у каждого свое. Для одних — это добиться карьерных высот. А для других — построить крепкую семью, или печь вкусные пирожки и радовать близких. На самом деле, нет каких-то правил и критериев, которым мы должны следовать. Нужно лишь заниматься тем, что делает нас счастливыми.

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

Информационная грамота

— Вы ведете блог во «Вконтакте», на который подписаны уже 6 тыс. человек. На кого он рассчитан?

— В первую очередь, мой блог полезен педагогам и советникам по воспитанию. Хотя дети на меня тоже подписаны. В нем я рассказываю о работе в школе, делюсь полезными идеями, а иногда просто рассказываю смешные или трогательные истории из жизни.

— А родители учеников не стали возмущаться вашей активности в социальных сетях?

— Наоборот, родители так же, как и ученики, поддерживают меня, пишут комментарии под постами и ставят «лайки».

К тому же, мой блог больше профессиональный, чем личный. Мне кажется, некоторые фотографии не стоит выкладывать на общее обозрение, ими нужно делиться только с близкими. Раньше в «Инстаграме» (деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская) у меня была закрытая страничка, в которой я выкладывала фотографии исключительно для родственников и друзей.

Я считаю, что если учитель что-то публикует в интернете, он должен помнить о том, какую реакцию это может вызвать в будущем. Ведь социальные сети жестоки, и люди могут использовать любой сомнительный контент во вред. Это касается не только учителей — правило действует одинаково для всех пользователей сети.

«А в детстве хотела быть трансформером». Как алтайская учительница борется с тяжелой болезнью и покоряет Россию

Наталья Смарыгина

— Помогает ли блогерство вам в работе?

— Конечно. Во-первых, это очень интересно самим детям. Мы создали в лицее медиагруппу и учим школьников вести свои блоги и развивать собственный бренд в социальных сетях. А также объясняем основы информационной грамотности. Я объясняю ученикам, о чем можно рассказывать в интернете, а чем делиться не следует, и какие последствия могут их ожидать даже спустя долгое время. Ведь интернет помнит все.

Нет ничего плохого в том, что ребенок начинает интересоваться соцсетями. Главное, делать это с умом.

Я и сама все время учусь новому, посещаю курсы и форумы. Не бывает лишних знаний.

Источник: altapress.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.