«Спектакли требуют экспериментов». Есть ли у любительского театра преимущества перед профессиональным?

0 20
0
(0)

«Спектакли требуют экспериментов». Есть ли у любительского театра преимущества перед профессиональным?

Культура посещения любительских театров в России развита крайне слабо. Возможно, зритель ожидает увидеть на сцене профессионалов своего дела. Но любительский – не значит плохой, уничижительный, дилетантский. Напротив, артисты театр-студий готовы к импровизациям, экспериментам, новым и интересным взглядам на разные темы и проблемы. Какие есть преимущества у любительского театра перед профессиональным? Есть ли у него недостатки? И какое будущее их ждет в России? Корреспондент «Алтайской правды» побеседовал с актером любительского театра Новосибирска Алексеем Лукашевым.  Год назад он был одним из руководителей театра-студии в Новоалтайске.

Как получилось, что ты стал руководителем любительского театра?

Я закончил магистратуру, строительный факультет в АлтГТУ, и у меня нет профессионального режиссерского образования. Однако для себя решил, что все равно хочу связать свою жизнь с творчеством. К слову, я занимаюсь театром со второго класса, и меня до сих пор это не отпускает. Стал заниматься в одном коллективе и продолжил там деятельность даже после того, как закончил школу. После магистратуры меня приняли в него одним из руководителей. Сейчас я переехал в Новосибирск и занимаюсь театральным творчеством там.

Чем привлекает тебя режиссура?

Она нравится мне тем, что идеи приходят – и мне реализовать их нужно. И это не остановить. Отчасти это связано с тем, что я уже довольно долго занимаюсь режиссурой и актерским мастерством. А когда ты долго в одной сфере – это уже само собой идет. Если бы я много увлекался танцами, я, наверное, сейчас танцевал бы.

Долго планируешь оставаться в этой стезе?

У меня есть план. Я поработал по специальности и понимаю, что строительство – сфера, которая всегда развивается и там всегда нужны люди. Я могу устроиться туда снова, даже через 20 лет. У меня нет таких амбиций, как у всех “мужиков”, что, вот, в 25 лет у меня “работа-дом-работа” – и этот круг на протяжении всей жизни. Если будет так, то это, мне кажется, будет как-то грустно.

Мой режиссерский мозг (я считаю, у меня такой есть) – не плюс в обычной жизни. Я уверен, что если бы у меня была классическая работящая жизнь, то я сожрал бы себя изнутри. Не смогу долго этим заниматься. Что-то со мной тогда случится нехорошее. Мне этого не хочется. А сейчас я пробую серьезно заниматься творчеством. И задаю себе вопросы: я вообще достоин этого? Могу ли этим заниматься? У меня получается или нет? И если я отвечу положительно, то останусь в режиссуре надолго. А так, у меня всегда есть запасной вариант – работа по специальности.

Планируешь ли ты получить профессиональное режиссерское образование? Тебе оно тебе необходимо в перспективном будущем?

Все мне говорят, что необходимо. Люди объясняют это тем, что мне нужна база, основа, от которой можно отталкиваться. Но вот что я понял. Пример: вышел какой-нибудь спектакль, профи на него смотрят и они судят его так, как их учили. Они считают, что всех постановках должна быть классическая схема: завязка, развитие, кульминация и конец. Или нам сейчас покажут героя, познакомят с ним, он столкнется с препятствием и он все преодолеет. Но это предсказуемо.

Мне кажется, театральные спектакли, особенно сейчас, требуют эксперимента, которого, скорее всего, не примут, как раз-таки потому, что в этом плане образование сковывает в какой-то степени, вгоняет в рамки. Вот я и боюсь, что в институте меня внутри поломают. И что мне нравится в любительском театре – ненужно зарабатывать деньги, в отличие от профессионального.  Нам можно делать, что угодно. Только есть проблема, что мы иногда боимся выйти из удобных рамок. Боимся, что нас отругают или высмеют.

Денежный вопрос, конечно, не первостепенная тема в любительском театре, но ведь нужно, например, на что-то закупать реквизит, материалы для декораций…

В Алтайском крае в принципе тяжело привлечь зрителя даже в обыкновенный театр, не то, что в любительский. Средств, конечно, не хватает… но, тем не менее, я знаю, как заманить людей в непрофессиональный театр: как раз-таки не нацеленность на получение материальной выгоды и подкупает.

Свобода в самовыражении, отсутствие коммерческой направленности… Какие еще есть преимущества у любительского театра перед профессиональным?

Мы должны сразу разделить две вещи: детский любительский [театр] и взрослый любительский [театр]. Это разные вещи. В детском, по ощущениям, 50% участников коллектива ходят потому, что им просто нужно куда-то ходить. Не потому, что нравится, а потому, что надо. Заставили родители, к примеру. В этом плане детям, конечно, не хватает осознанности, хоть я сейчас и не про всех.

Во взрослый же любительский театр просто так не приходят. Всегда есть какая-то цель. И вот следующее преимущество заключается в том, что (оно плавно вытекает из свободы) у артистов-любителей театр – это хобби. Профессиональные актеры и режиссеры, их спектакли, показы – все это в некоторой степени ремесло, труд, в конце концов, работа. Артистам может не нравится пьеса, ее тема, персонажи – что угодно. И они не могут сказать, я не хочу или не могу в этом спектакле играть – они вынуждены его поставить. Они получают за это зарплату, или у них подписан контракт. В этом плане, у любителей больше выбора: не нравится герой или пьеса – не играешь и все. Или коллективно ищете труппой компромисс, устраивающий всех. 

Также в любительском театре можно реализовать практически все. Даже профессиональный режиссер может прийти туда и принести свою “идею”, свое видение какого-либо спектакля, который он не смог осуществить. Его не будут сковывать какие-либо рамки.

Какие недостатки есть у любительского театра?

Некоторые люди почему-то считают, что мы такие же, как профессиональные актеры и режиссеры. И  мы должны и даже обязаны вести себя и работать так, как они. А когда ожидания не оправдываются, то они обижаются. Это, на мой взгляд, странный подход. Мы разные, и это нужно понимать.

Бывает и так, что приходит в любительский театр режиссер, который не развивает актера, а пытается себя натянуть поверх него. «Смотри, как надо играть» — и он повторяет. В итоге получается, что на сцене в спектакле бегает 15 не актеров, а 15 “режиссерчиков”.  Мы должны помогать раскрыться артисту, направить его, но не управлять им. Такое, к сожалению, не во всех любительских театрах.

И главное, сам участник труппы должен понимать, зачем он ходит. Иначе ничего путного не получится.

Как думаешь, в будущем возможно такое, что любительский театр по количеству зрителей или по масштабам постановки сможет встать на один уровень с профессиональными? Все же, когда говорим о любителях, мы говорим о чем-то локальном, камерном.

Я думаю, что нет. Мы на одном уровне никогда не будем. Если мы говорим о том, кто лучше, а кто хуже – это все субъективно. Если про уровень постановки – никогда. Повторю, там люди работают. И, в конце концов, занимаются этим профессионально.

Каким тогда будет будущее у любительских театров в России?

Я бы хотел, чтобы мы переняли опыт Америки. Там люди спокойно могут пойти на непрофессиональный спектакль, потому что  у них развита эта культура. Они открыты новому. А нам очень не хватает зрителей даже в профессиональных театрах. Плюс ко всему, у них намного проще продемонстрировать свое творчество. Например, можно арендовать сцену в хорошем театре. У нас в России по-другому: подмостки заняты одной профессиональной труппой со своим каким-либо репертуаром, который они же сами и исполняют. А места любителям почти не остается. Но, мне кажется, рано или поздно это все изменится.

Я также думаю, любительским театрам стоит отказаться от конкурсных фестивалей по нескольким причинам. Однажды мне удалось поговорить с одним из организаторов, и он поделился, что почти никого не может привлечь из сторонних людей [не участников конкурса] к просмотру спектаклей. После этого я хотел заплакать. Театр, да и любое творчество в принципе, требует зрителя! В чем тогда смысл всего этого? В итоге любительские труппы платят аккредитацию за конкурс, в котором зрителями являются другие любительские труппы. Глупость. Это была первая причина.

Вторая – жюри и критерии. Я убежден, что нет никакой системы оценки спектакля. Это все очень субъективное ощущение, которое складывается у зрителя. Через критерии, например, можно оценить фигурное катание – а это тоже творчество в некотором роде. Можно оценить технику, качество выполнения элемента и прочее.  Но театр – это все же другое. И в итоге, чтобы победить в конкурсе, тебе нужно делать так, чтобы попасть под критерии жюри, а не так, как ты это видишь на самом деле. В общем, в конкурсе от настоящего творчества не очень много.

Ты же понимаешь, что нельзя совсем отказаться от конкурсных фестивалей? Для кого-то это единственная возможность проявить себя хоть где-то.

Я согласен с этим. Но если их не будет, то тогда люди, которые действительно заинтересованы в своем деле, начнут думать, где найти зрителей. И тогда появятся идеи, откроются новые возможности, найдутся способы привлечения. Надо смотреть шире!

За время твоего творческого пути, какое для себя ты сделал открытие?

У меня есть такая мысль… Вот скажешь кому-нибудь – сразу подумают: дурак. Все говорят, что опыт – одна из важных вещей в жизни актера или режиссера. Но я считаю, что это отчасти и большой недостаток. Ты начинаешь к чему-то подходить, что-то создавать не так, как тебе хочется, а как ты привык, наиграл роль или нашел удобный режиссерский прием, кочующий из спектакля к спектаклю. И ты этим опытом пользуешься не чтобы придумать что-то новое, а чтобы остаться в комфортных условиях. Сталкиваешься со страхом опозориться, поэтому прибегаешь к проверенным способам. «И так хорошо работает!». Но от этого нужно отказываться. Искать новые формы, амплуа и приемы. Так рождается настоящее творчество.

Евгений КРУПИН 

Барнаул 

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.