Ученые из Калмыкии приехали с экспедицией в Алтайский край

0 24
0
(0)

Ученые из Калмыкии приехали с экспедицией в Алтайский край

Ученые из Калмыкии приехали с экспедицией в Алтайский край

Ученые из Калмыкии приехали с экспедицией в Алтайский край

Ученые из Калмыкии приехали с экспедицией в Алтайский край

Содержание:

Фото Олег БОГДАНОВ

Экспедиция сотрудников Калмыцкого научного центра Российской академии наук работает сейчас в Алейском районе. Она продлится месяц, за это время гостьи региона Александра Баянова и Анжелика Васькина рассчитывают найти как можно больше информации о выходцах из Калмыкии, депортированных из Поволжья в Сибирь.

Алтай ответил первым

– Калмыков депортировали с 1944 по 1949 год не только на Алтай, но и в Красноярский край, Новосибирскую, Омскую, Томскую области, на Сахалин. Мы хотим создать единую базу данных. О поездках в эти регионы договаривались еще до начала пандемии, но потом все пришлось поставить на стоп. И только сейчас появилась возможность продолжить исследования. Алтайский край откликнулся первым, – рассказывает заместитель директора Калмыцкого научного центра РАН Александра Баянова.

Работа в информационном центре Главного управления МВД по Алтайскому краю и Государственном краевом архиве позволила узнать имена 14 235 депортированных взрослых калмыков – детей просто никто не считал, потому вряд ли мы узнаем точно, сколько их погибло по дороге в Сибирь, сколько уже здесь родилось. В Алейском, Шипуновском и Рубцовском районах расселили по тысяче с лишним человек. Но и эта цифра приблизительна. Дело в системе учета депортированных, по словам Александры Тагировны. Он ведется лишь с 1949 года. Пятилетний период начиная с 1944-го – белое пятно.

В Алейском районе исследователи изучают похозяйственные книги, сканируют документы. Заведующая архивным отделом администрации района Алина Пауль рассказывает, что к работе подключились и сельсоветы. К слову, эта тема в новинку для нее, опытного архивариуса:

– Запросов отрабатываем много, по людям самых разных национальностей. Но, верите – нет, ни разу речь не заходила о калмыках.

Не в ХХ веке, столетиями раньше случилось впервые переселение народов. Причины всякий раз диктовали время, геополитика.

Депортацию иных народностей, среди которых были и калмыки, в течение Великой Отечественной историки также считают необходимостью. По одной из версий, воины 110-й отдельной калмыцкой кавалерийской дивизии во время боев на юге страны, в том числе на подступах к Сталинграду, сдались в плен. После чего представителей немногочисленного народа и депортировали в Сибирь. Более того, долгое время сама тема калмыков-фронтовиков была табуирована. Повторяем, это лишь версия (безоценочная). Так было. Не судят никого и наши новые знакомые, хотя депортация – это история и их семей тоже.

География с историей

Дед Александры Баяновой, Гуна Мангадов, в 1929 году окончил в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока, который готовил партработников для стран Азии. Там же, к слову, учился и Мао Цзэдун. До войны Гуна Мангадович работал в Калмыкии, а в 1941-м ушел добровольцем на фронт. Погиб предположительно в начале июня 42-го, во время штурма высоты у Купьевахи Харьковской области. Похоронен в братской могиле села Украинка.

– До эпидемии ковида мы успели связаться с сельсоветом, где лежит дед, видели памятник, планировали туда съездить. Но скоро ли сможем это сделать, теперь и не знаем, – рассказывает исследовательница.

Ее бабушка Анна Ивановна – русская и вполне могла бы избежать депортации, но приняла судьбу своей семьи, назвалась калмычкой и отправилась с дочерьми Ией и Конкордией в ссылку. Ия погибла в 16 лет – везла с фермы бидоны с молоком по льду реки и ушла под воду вместе с подводой. Конкордия попала в детский дом. 

Сестра Анны Ивановны, Пелагея, также породнилась до войны с калмыцкой семьей. Их следы отыскались в Первомайском районе Алтайского края.

А вот история Анжелики Васькиной, услышанная от родителей – Веры Бушаевны Бактаевой и Юрия Цебековича Бадмаева (ему сейчас 92 года). Он был маленьким, когда его семья была депортирована. И один пережил долгую дорогу – остальные умерли от брюшного тифа. Детская память на всю жизнь сохранила страшную картинку: покойников просто выгружали на станциях и ехали дальше.

Юра беспризорничал, побирался, чтобы выжить. Было это в Омской области. Его забирали в детский дом, но он сбегал. И однажды директор посадил мальчишку напротив и сказал: «Хочешь стать человеком – оставайся, учись, я тебе помогу». Он же, к слову, в документах ребенка изменил национальность на «башкир» – калмыкам запрещалось получать высшее образование. Парень окончил Омское высшее танковое военное училище, стал кадровым военным. В 1959-м в Баку он встретил Веру, а Анжелика у них родилась в Магдебурге – глава семьи служил в Германии, в ГСВГ. Вот такая география с историей. Получается, восстанавливая ниточки поколений своего народа, исследовательницы помогают не только тысячам калмыков, но и себе тоже. 

– Чем больше ищем, тем больше вопросов возникает, – констатируют женщины. – Сейчас пытаемся вернуть из небытия более тысячи человек, и это только те, кто был в Алейском районе, а ведь ссылали и в Рубцовский, и в Шипуновский. Важно найти всех, чтобы знали о них дети и внуки.

«Людоеды»

– Мы не знали раньше, насколько длительными и кропотливыми будут исследования. Уже третью неделю здесь, а работы непочатый край. И это, заметьте, лишь один район! Наверное, и Новый год на Алтае отметим, – смеются женщины.

Сканируются один за другим документы. Архивные справки, похозяйственные книги, хранящие сведения от состава семьи до описания домов (саманный или землянка) и хозяйств. К слову, Алейский район – единственный в крае, где приезжим калмыкам давали ссуду. На эти деньги можно было купить козу или корову, не больше одной на семью.

Нередко в справках годом рождения ребенка значится 1951-й, а годом смерти – 1952-й. Тяжелая жизнь, болезни и холод добивали калмыков, привыкших к теплому Поволжью, не имевших добротной зимней одежды.

Как рассказали исследовательницам старожилы сел Урюпино и Безголосово, приезд калмыков на Алтай сопровождался страшилками – «людоеды едут». А в середине 50-х «людоеды» возвращались в Калмыкию и русские расставались с ними со слезами, успев сдружиться, сродниться.

Жили стесненно, часто по четыре семьи в одной комнате, выделенной в домах сибиряков, или бараках, приготовленных для новой рабочей силы колхозами.

Многие калмычки хорошо шили, с собой они привезли швейные машины, а платой за шитье портнихам были продукты.

Есть история женщины, которая, дабы не нарушать запрет покидать населенный пункт, отправила сына в соседнее село за съестным. Мальчика поймали, мать оштрафовали на 50 рублей.

Есть на Алтае село Калмыцкие Мысы. Но мне объяснили, что название это не имеет отношения к депортации Великой Отечественной, скорее к концу XVIII века, к возвращению «хальмг» («калмык» в переводе означает «отколовшийся») в Джунгарию, к родному алтайскому тюркскому древу.

P. S. Нынешнюю экспедицию исследовательниц на Алтай профинансировали жители Калмыкии, надеющиеся узнать о судьбах своих родных. Так что с полным правом ее можно назвать народной. В планах у Александры Баяновой и Анжелики Васькиной посещение Шипуновского района, а в скором будущем они мечтают поработать и в других регионах Сибири.

Факт

По данным переписи 1939 года, в РСФСР проживали 130 тысяч калмыков. В 1950-м, по сводкам отдела спецпоселений НКВД СССР, – 78 тысяч. Трагическая демография, подтверждаемая документами тех лет. Постановлением Совнаркома от 28 декабря 1943 года под грифом «сов. секретно» НКВД обязывали отправить по 25 тысяч калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую область, 20 тысяч – в Новосибирскую. Приказ исполняли оперативно, в справке от 2 февраля 1944 года уже говорится о 22 тысячах спецпереселенцев, прибывших на Алтай. «Новоселы» давали расписку в том, что извещены об уголовной ответственности и наказании на 20 лет каторжных работ в случае нарушения указа о навечном выселении и самовольного выезда (приравнивалось к побегу) из мест поселения. Лишь в марте 1956-го Указ Президиума Верховного Совета СССР снял заклятие с калмыков – кто хотел, вернулся на родину. Но многие к тому времени уже обзавелись семьями и остались в Сибири. Калмыки приняли традиции россиян, и русский язык им стал родным. Всего же в стране живет сейчас немногим более 200 тысяч представителей этой национальности.

Алейский район 

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.