Рубцовское предприятие стало лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект 2021 года»
Содержание:
Фото Олег БОГДАНОВ
Как помочь слепоглухонемому встроиться в производственный процесс большого предприятия? Этот секрет знают на рубцовском «Рассвете». Недавно предприятие получило высокую награду, стало лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект 2021 года».
И зрячий не угонится!
На «Рассвете» четыре основных цеха: мебельный, деревообрабатывающий, швейный, сувенирный. При этом в коллективе из 33 трудящихся – 20 человек с ограниченными возможностями. И каждый смог себя реализовать и как работник, и как неординарная личность.
Евгений Козлов давно руководит «Рассветом» и хорошо знает каждого сотрудника, помнит, кто и как начинал, в каком цехе трудится сейчас.
Надежда Бобылева – настильщица, работает на участке по изготовлению матрасов. Ее стаж на предприятии – 40 лет, и это при том, что у нее инвалидность по зрению. Именно она научила слепоглухонемого мужчину в возрасте 40 лет набивать холлофайбером матрасы.
– С ним было не так уж и сложно. Его, видно, в семье тоже не баловали. Учили все делать самостоятельно. Я брала его руки и вместе с ним выстилала матрасы. Он постепенно стал это делать самостоятельно. Сейчас он уже на пенсии, не работает, – рассказала Надежда Андреевна.
В швейном цехе слабовидящие шьют балаклавы и спальники, белье из трикотажной ткани. Обстановка там бодрая, даже веселая.
– Девчонки у меня так шьют, что зрячий не угонится. Еще и петь, и разговаривать вполоборота друг с другом успевают. Я у них иногда спрашиваю: «Вы в цирке не выступаете?» – улыбается гендиректор.
На участке сборки табуретов мы знакомимся с Иваном Приходько. Инвалид по зрению работает на предприятии с 16 лет. В цехе специально для таких, как он, придумали более простую методику сборки изделия. Соединяют части «кривым шурупом» и садят на клей. Табуретка выходит довольно прочная.
Срочные заказы
Надо сказать, что работники со стажем около 30–40 лет успели потрудиться во всех цехах.
– Время от времени переводим сотрудников на участок, где есть срочные заказы. Например, когда нам нужно было изготовить мебель для общежития шахтеров, женщины помогали в цехе мужчинам. Вот Любовь Алексеевна Чилеева уже 40 лет на предприятии. Какой только работой не занималась. В 90-е вместе с другими женщинами мотала медную проволоку на катушки для генераторов на завод. Среди женщин шутка про меня ходила: сейчас Козлов лошадь в цех приведет, и мы ее подкуем. Во время пандемии шили маски и комбинезоны для медиков. Прихожу однажды в цех, а Любовь Алексеевна плачет, не знает, как скроить комбинезон. Поехали с ней к специалисту, проконсультировались, и девчата начали шить «защитку» для медиков, – рассказал гендиректор предприятия.
Иногда Евгению Козлову приходится быть не только руководителем, но и психологом. Поднимать боевой дух разочаровавшимся в себе людям. Был в его жизни случай, когда инвалид третьей группы по зрению впал в глубокую депрессию: мол, все пропало, жизнь закончилась. Но его взяли на работу, объяснили, что на предприятии третья группа инвалидности самая ходовая, тут почти все с таким здоровьем. Когда работник выходил на пенсию, зашел к гендиректору поблагодарить, что тот дал ему шанс вести нормальную, полноценную жизнь.
– Главная наша задача не деньги и бизнес, а не навредить человеку, создать комфортные условия для работы. Поэтому мы много внимания уделяем проблеме освещения, шумоизоляции, вентиляции и т. д.
По словам предпринимателя, для инвалидов по зрению, слуху, с общими заболеваниями и сейчас есть места на предприятии. Евгений Козлов готов взять на работу людей с ограниченными возможностями даже из других регионов и предоставить им служебное жилье. Правда, желающих пока нет
Прибыль
И все-таки предприятие «Рассвет» производственное, а стало быть, умеет зарабатывать. Евгений Козлов уверен, что пословица «Под лежачий камень вода не течет» про социальный бизнес. Нужно постоянно что-нибудь придумывать, чтобы не только быть в плюсе, но и вкладывать средства в развитие производства.
Цех деревообработки загружен заказами. Там изготавливают вагонку, окна и многое другое. Предприятие гибко реагирует на вызовы рынка и меняет ценовую политику в сторону уменьшения стоимости изделий. Как это происходит? Гендиректор предприятия объяснил на примере. Так как деловая древесина подросла в цене, на предприятии решили удешевить продукт. Вместо целых досок закупают метровые обрезки, склеивают и изготавливают вагонку и половые доски. Надежность у продукции высокая, а цена значительно ниже, чем на цельную древесину. Есть спрос на изделия, а значит, есть и прибыль.
– В этом году мы обновили оборудование в цехе деревообработки. Вот шведский станок-четырехсторонник, наша гордость. Дорогой, но зато многофункциональный и «умный». Он много чего может, задаешь ему программу – и с одного прохода вагонка получается. Предвидим, конечно, проблемы с запчастями, все дорожает, что-то вообще с рынка уходит. Ножами для станка запаслись, теперь маракуем, как самим такие сделать. Заготовка уже есть, теперь угол заточки подберем, и все, – рассказал Евгений Козлов.
В мебельном цехе тоже достаточно заказов. В прошлом году создали дополнительные места для инвалидов.
– На Алтае в этом году настоящий строительный бум. В районах много школ, которые капитально ремонтировали. Не хватало строителей, материалов. Мы поставляли мебель для школ и детсадов, например детские кабинки для переодевания, – отметил руководитель предприятия.
Недавно цех обновил оборудование. Приобрели современный станок, который пилит 30 метров древесины в минуту, и «высокотехнологичную дрель» – так работники прозвали высокоточный станок для сверления отверстий.
В швейный цех в этом году купили оборудование для производства трикотажных изделий, создали новые рабочие места для инвалидов, поскольку получили заказы от домов престарелых. Следуя запросам времени, предприятие отшивает балаклавы и спальники.
С прибыли купили новый автомобиль для доставки готовой продукции, в одном из цехов затеяли ремонт: обновили систему отопления, начали менять окна в помещениях.
Одно из развивающихся направлений предприятия – изготовление сувениров. Несколько лет назад Евгений Козлов в составе алтайской делегации побывал на выставке во Франш-Конте. В лавке с сувенирами был настоящий ажиотаж. Руководитель предприятия надел красную косоворотку и фуражку с околышем и стал торговать. Французы покупали диковинные для них картины и фотографировали колоритного русского продавца. На следующий день он уже был на первых полосах французских газет.
– Наши сувениры расходятся по всему миру, есть и в Америке, и в Канаде, и в Финляндии. В связи с последними событиями появились трудности доставки, но это все пройдет, – уверен руководитель предприятия.
Долго он не мог добиться того, чтобы его сувенирами начали торговать в Москве на самом бойком месте – на Арбате. Помог случай. Однажды предприниматель познакомился с известным художником Никасом Сафроновым. Рассказал о своем предприятии, подарил сувениры, сфотографировался вместе с ним. Никас взамен подарил ему свою картину, которая сейчас украшает кабинет Евгения Козлова.
– Если будут трудные времена, продам ее – и предприятие год проживет, – шутит он.
Когда в очередной раз руководитель «Рассвета» приехал в Москву, то отправился в арбатский магазин с фотографией, где он вдвоем с Никасом держит в руках сувенир, изготовленный людьми с ограниченными возможностями.
Фотография сделала свое дело, и оригинальная продукция «Рассвета» теперь есть на Арбате.
Вот так потихоньку, шаг за шагом развивается рубцовское социальное предприятие, невзирая на трудности в экономике и специфику производства.
Новости Рубцовска
Источник: