«Аманат» — крепкий, хотя неоднозначный  фильм

0 43
0
(0)

"Аманат" - крепкий, хотя неоднозначный  фильм

На определенной точке  Гунибского плато в Дагестане, которое своими крутыми склонами с полосами известняка похоже на торт «Зебра», после дождя в тумане можно увидеть два солнца.  Создается такой оптический эффект в этом месте гор с альпийским климатом.

Содержание:

Правда и вымысел

Это нам рассказывал Муртазали Магомедов, краевед и популяризатор родного Гуниба. Еще он рассказывал про четыре луны. Но было это после второй  бутылки дагестанского коньяка, когда начинаются всякие «байки из склепа», и мы ему не сильно поверили.

Про два солнца и четыре луны он рассказал много позже съемочной группе фильма «Аманат». Она снимала в Гунибе фильм про Джамалуддина, старшего сына имама Шамиля.  Построили декорации, хотя кругом было полно заброшенных, пустынных аулов.  

Про  луну киношники тоже не впечатлились. А вот насчет солнца – вдохновились и отправились на плато ловить эффектные кадры. Предварительно засыпав яму на дороге, которую вырыли местные, чтобы не ездили машины с туристами. По задумке главный герой стоит на вершине, под ногами блестит река Каракойсу, аулы, красоты. И два солнца. Как две родины парня – Российская империя  и Кавказский имамат. Красиво и символично. Но не вышло. Два солнца в кадре так и не появились. Они за кадром. Но это не помешало снять крепкий, хотя неоднозначный  фильм. Его создатели честно предупредили зрителя, что картина основана на реальных событиях, хотя иногда они изменены в угоду художественному вымыслу. Вот над вымыслом-то порой хочется слезами обливаться, ведь некоторую долю клюквы авторы фильма нам по традиции отгрузили. Начиная с мелочей. Жители Гуниба  снимались в массовке и  принесли немало утвари для съемок. И в кадре иногда появляются кубачинские кувшины и мечи, хотя действие фильма происходит в ауле Ахульго, а там веками  были свои кузнецы, со своей неповторимой техникой. Что до несостыковок посущественней, то вся эта фенимор-куперовщина  историков и вовсе ужасает.

Аманат переводится как «заложник» или «компромисс». То ли в  большой политике, то ли в  большой любви. Девятилетнего сына Шамиль вынужден был передать Российской империи: шла Кавказская война, и в определенный момент имам оказался заблокированным в одном из аулов. Ему поставили условие – передать сына в аманаты и сдаться самому. Шамиль сколько мог оттягивал решение, но потом был вынужден отдать сына Джамалуддина  (его играет Амин Хуратов), и тот  попадает в Санкт-Петербург (весь фильм сопровождается восхитительными локациями Кавказского хребта и зимнего Питера), но сам ускользнул. 

Аманат тепло принят в столице, сам царь его опекает. Мальчик учится в кадетском корпусе и понемногу становится патриотом России. Спустя годы  зачисляется в полк. Хотя интересуется больше не военным делом, а науками, особенно математикой. Интересно наблюдать, как в горце формируется  русский дух.  Амин Хуратов –парень довольно мягкий и романтичный, так и играет,  а когда началась любовная линия (с Елизаветой Олениной, ее играет Варвара Комарова), старший сын железного имама совсем расклеился. Хотя дальше писем и романтических поцелуев дело не пошло.

Любовь и долг

А между тем дела на Кавказе шли ни шатко ни валко, с переменным успехом ( вообще эта  вой­на шла почти полвека). Шамиль  железной рукой усмиряет Кавказ, властвует в Дагестане и Чечне, совершает набеги на Грузию, но  не оставляет  попыток вернуть старшего сына, действуя доступными ему способами – похищая заложников для торговли и выкупа и предлагая их России. Лишь с третьей попытки, когда он пленил родню грузинского князя,   фрейлин императрицы, Николай I согласился на обмен. Власть рассчитывала, что русифицированный аманат окажет нужное влияние на отца. Тут перед молодым человеком встает новый нелегкий выбор – между любовью и чувством долга. Недолго поколебавшись, Джамалуддин решает вернуться к отцу, обещая возлюбленной, что когда кончится война, вернется за ней.

Его меняют на заложников.  Встречать старшего сына вышло едва ли не все войско Шамиля. Но перед обменом умирает император, и его генералы просят горцев не сильно радоваться: все-таки траур.  

Шамиль возлагает на сына большие надежды, но они не очень-то оправдываются – в результате хитроумного обмена  он получает русского офицера и патриота России.  Джамалуддин не горит желанием сражаться с неверными, толкует отцу про прогрессивные реформы в России и читает ученые книги, которые в большом количестве привез с собой. Отец его вразумляет как может. Женит  на знатной  местной  чеченке. Но сын тоскует по возлюбленной и пытается организовать встречу с Елизаветой.

А у той тоже все сложно, девушка помолвлена.  Ее жених,  граф Мамонов, в исполнении Дани­ила Страхова – тот еще фрукт. Офицер организовал в своем поместье производство примитивных оптических прицелов (середина XIX века!), которые потом, после отправки в кавказскую армию, поставляет мятежным горцам через агента турецкой разведки с целью нарушить хрупкое перемирие между русскими и горцами. Авторы, наверное, спутали дворян середины XIX века и дельцов «лихих 90-х».

О предательстве Мамонова, подслушав его разговор с турецким агентом, узнала Елизавета, которая вместе с родителями приехала на Кавказ.  Елизавета тут же убегает из дома и, побродив по базару, находит человека, готового отвезти ее в горы, к Джамалуддину). Но  девица попадает в лапы к турецкому агенту, который пытается шантажировать Джамалуддина. Мол, забирай девушку и уезжай куда хочешь, не мешай разжигать войну. Тем временем в горы идет отряд Мамонова с целью начать боевые действия и нарушить заключенное перемирие. В конце концов Лизу спасают, агента убивают, а Джамалуддин на коне и в русском мундире врывается в гущу схватки между русскими и горцами и призывает их прекратить бой. Затем следует дуэль между главным героем и Мамоновым, где Джамалуддин, естественно, побеждает, но сохраняет противнику жизнь. От ран и начавшейся чахотки герой умирает, напоследок умоляя отца примириться с русскими. Заключительная сцена фильма – император Александр II лично показывает Шамилю класс, где учился его сын. Кто тут победитель, а кто побежденный, понять невозможно. 

Судьба семьи

Хочется обратиться к первоисточникам, из которых мы узнаем, что реальный сын Шамиля ни в каких боевых действиях участия не принимал: отец ему не доверял, поручал инженерную работу и пару раз сажал в яму, прочистить мозги.  Была ли у молодых людей любовь, историки спорят. Никаких писем не сохранилось. Все началось с ненадежных мемуаров племянника Олениной, которая пережила Джамалуддина на 64 года. Потом пошло-поехало – княжна Черская, Пикуль, Акунин…

Но не будем мелочиться – все ж таки кино, которое хорошо показало, что Кавказская война была долгой, муторной  и кровавой. С  каким трудом,  огромными жертвами,   шло создание государства Российского. Как формировался единый народ,  как в ратном деле и в повседневной жизни взаимообогащались этносы, с разной верой и укладами,  учась жить вместе.

А два солнца на Гунибском плато мы так и не увидели. Зато увидели беседку – на этом месте Шамиль сдался в плен князю Барятинскому. А потом жил в Калуге, фактически тоже заложником. Два заложника – отец и сын. Такая у этой семьи была  судьба.  

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.