О негативных чертах «российского менталитета» повествуется в новом отечественном фильме

0 89
0
(0)

О негативных чертах «российского менталитета» повествуется в новом отечественном фильме

На платформе START вышел полнометражный фильм «Многоэтажка» – хлесткая социальная драма с элементами детективного триллера от режиссера милейшего сериала «Вампиры средней полосы» Антона Маслова. Это портрет типичного для многих жителя российского города. 
 

Открывающие титры наложены на шум пожара и бормотание зевак, без которых не обходится ни одно ЧП. Пока спасатель в каске делает непрямой массаж сердца девушке, лежащей прямо на снегу, а позади них полыхает дом, закадровые любопытствующие комментируют: да он ей, поди, уже все ребра переломал. Но девушка вдруг закашляется и задышит. А когда усталые пожарные возвращаются на базу, привычно подтрунивая друг над другом, мы наконец сможем заглянуть в глаза нашему главному герою – тому самому, что девушку спас. И глаза эти совершенно пусты.

Его зовут Антон Калашников (актер Денис Никифоров). По пути домой в свою панельную многоэтажку на окраине он берет в магазине пачку пельменей и пузырь водки, созванивается с 14-летней розоволосой дочерью Кирой (Дарья Щербакова). По графику, составленному после развода с женой, это их с Кирой вечер, в программе – вечно бубнящий фоном телевизор и пельмени. Выпив стопку, он откроет дочери дверь по домофону и пойдет мыться. Но когда проснется в переполнившейся ванне бог знает через сколько часов, то обнаружит, что дочери дома нет, а ее телефон не отвечает. Дав взятку охраннику и просмотрев записи с камер наблюдения, Калашников выяснит, что дочка в подъезд вошла и больше не выходила, значит, по-прежнему находится где-то в доме. Так посреди ночи начнутся его долгие, бесплодные и все более отчаянные поиски, которые заставят сомневаться и в дочери, и в соседях, и, что самое неприятное, в самом себе.

Российские критики нашли в «Многоэтажке» сходство и с «Дураком» режиссера Быкова, и с мучительной для зрителей «Нелюбовью» Звягинцева, и даже неожиданно с «Гаражом» Эльдара Рязанова (есть пара моментов, когда от сравнений с советской классикой просто невозможно отделаться). Фильм действительно как будто составлен из множества жанровых и стилистических кубиков, но подогнаны они так ловко, что следить зритель будет все же за напряженным действием, а не за сменой сюжетных схем.

Наш Калашников, кстати, так себе отец: его забота о дочке, в сущности, ограничивается пачкой пельменей на ужин. А когда надо описать, как Кира выглядит, выясняется, что он даже не знает, какого цвета у нее сейчас волосы – розовые или фиолетовые. И срывается на крик – мол, эти подростки каждую неделю их в новый цвет красят!

Жилец он тоже не подарочный: захлопывает тяжелую подъездную дверь перед носом женщины с коляской и пакетами, хамит деликатному соседу «неславянской» внешности, которого только что залил водой из ванны. Про бардак в его квартире умолчим – там якобы давно идет ремонт. Это, конечно, избитый киношный штамп – скорее даже зарубежный, чем наш: он – профессио­нал в опаснейшем деле, всегда придет на помощь чужим людям, спасает незнакомцев из огня, пока родные чувствуют себя брошенными. И потому теряет семью, а с ней и всякий смысл продолжать трепыхаться. Но актер Денис Никифоров своей еле сдерживаемой яростью и отчаянием наделяет этот штамп и жизнью, и убедительным, не дежурным душевным надломом.

Впрочем, изобличать пороки главного антигероя режиссеру не так интересно, как развернуть перед нами панораму современного общества в миниатюре – в той самой многоэтажке. Тут вам и старшая по подъезду в блистательном исполнении Татьяны Догилевой, которой до всего есть дело, особенно до телевизионных ток-шоу про маньяков (сюжеты она потом при случае пересказывает соседям). Порой кажется, что актриса наслаждается своим новым отрицательным обаянием, играя, кстати, вполне обычного человека, а не какую-то ведьму. Есть и свихнувшийся на почве просмотра теленовостей дедушка-конспиролог, уверенный, что кругом враги (Михаил Жигалов).

Большинство же в многоэтажке живет по принципу «моя хата с краю», полагая, что неприятный сосед наверняка сам виноват в своих бедах, – так пускай сам и разгребает. Но если уж найдется участливый мужик, готовый обзванивать все квартиры вместе с нашим героем (колоритный Степан в исполнении Николая Шрайбера), то у него вскоре обнаружится жена со свежим фингалом. В каждой избушке свои погремушки: кто-то чужую машину во дворе поцарапал и не сознается, а кто-то держит дома живого леопарда. Словом, открывать двери перед отчаявшимся отцом соседи не спешат.

Впрочем, если вы, дочитав до этого места, решили, что это какая-то чернуха, то нет. Местами это неудобный и дискомфортный, но все-таки действительно увлекательный фильм с неожиданным духоподъемным финалом – о важности примирения и взаимопомощи перед лицом беды.

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.