В Барнауле работает выставка иллюстраций Николая Зайкова к роману Николая Дворцова «Море бьется о скалы»

0 1
0
(0)

В Барнауле работает выставка иллюстраций Николая Зайкова к роману Николая Дворцова «Море бьется о скалы»

В Барнауле работает выставка иллюстраций Николая Зайкова к роману Николая Дворцова «Море бьется о скалы»

В Барнауле работает выставка иллюстраций Николая Зайкова к роману Николая Дворцова «Море бьется о скалы»

В Барнауле работает выставка иллюстраций Николая Зайкова к роману Николая Дворцова «Море бьется о скалы»

В Барнауле работает выставка иллюстраций Николая Зайкова к роману Николая Дворцова «Море бьется о скалы»

В Барнауле работает выставка иллюстраций Николая Зайкова к роману Николая Дворцова «Море бьется о скалы»

Фото Евгений НАЛИМОВ

Выставка иллюстраций Николая Зайкова к роману Николая Дворцова «Море бьётся о скалы» работает в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая.

Новое издание романа об узниках фашистского концлагеря в Норвегии выйдет в серии «Литературное наследие Алтая» и будет представлено читателям уже в сентябре.

Тема, которая замалчивалась

Для Зайкова это первый опыт в книжной графике. В прошлом году он получил предложение взять заказ, который не успел воплотить ушедший из жизни главный алтайский иллюстратор Аркадий Казанцев. Времени оставалось несколько месяцев, результатом стали 11 иллюстраций к роману Дворцова и еще одна – к его рассказу.

– Роман «Море бьётся о скалы» – знаковая книга не только для алтайской литературы, но вообще для нашей страны, ведь в ней описываются ужасы фашистских концлагерей и судьбы людей, попавших в плен, – замечает директор ГМИЛИКА Игорь Коротков. – Эта тема не раскрывалась в советской литературе вплоть до 1960-х годов. Описывалось все: подвиги на фронтах, сражения и героизм, на фоне этого – любовные истории или разлуки. Но тема пленных практически замалчивалась. И Николай Дворцов, сам переживший эти ужасы и правдиво описавший, открыл новую страницу в литературе.

Художник работал в смешанной технике, соединив карандаш, черную темперу и коллаж – в своих иллюстрациях он использовал копии страниц самого первого издания романа, вышедшего еще в 1961 году. «Мне показалось, что эта коллажная ксероксная эстетика должна сработать, – объясняет Николай Зайков. – Ксерокс как инструмент мне вообще очень нравится, как и то, что происходит с фотографиями, когда их копируешь. Когда я работал, делал себе ксерокопии и подумал, что их надо внедрять в ткань картинок». Так над портретами персонажей романа и норвежскими пейзажами нависли текстовые «тучи», из которых хлещет дождь, сопровождающий читателя вплоть до последних страниц романа, а под ними рассыпаны выразительные фразы из иллюстрируемых фрагментов текста.

Уверенный шаг

– Как раз, когда я работал, мне попались дневники Андрея Тарковского, в которых он подробно пишет, как работает над раскадровками своих фильмов, придумывает режиссерский сценарий, – рассказывает художник. – Я тогда подумал, что передо мной стоит похожая задача, и решил чередовать общие планы с крупными, на этом все здесь построено.

Для понимания исторического контекста Зайков отыскал обширные фотоматериалы, посвященные теме советских военнопленных и жизни в лагере, и сегодня говорит, что, хоть и не подвержен депрессиям, временами ощущал себя на грани: «Это мощное, очень тяжелое впечатление, и оно очень повлияло на ту графическую концепцию, которую я искал».

Гости выставки отмечали, что первые шаги Зайкова в области книжной графики получились уверенными:

– Создание иллюстративного художественного образа – сложная и ответственная задача, требующая больших душевных трудозатрат, это означает быть соавтором литературного произведения, – говорит председатель Алтайской организации Союза дизайнеров России, искусствовед Юлия Раменская. – После ухода Аркадия Викторовича Казанцева в этой нише у нас был практически вакуум. Прекрасно, что Николай Сергеевич подхватил флаг и создал абсолютно новое видение. Надеюсь, что он будет развиваться в книжной графике.

Сам художник признается, что готов продолжать, тем более что в следующей книге повторяться он не намерен: «Должен быть другой концептуальный ход, все другое. Мне даже самому интересно, что может быть дальше. В прикладных видах искусства все связано с заказами, поэтому, если будут предложения, я с удовольствием буду их рассмат­ривать».

Выставка «Море бьётся о скалы» работает в ГМИЛИКА до 6 августа.

Справка

Писатель Николай Дворцов – участник Великой Отечественной войны. В 1942 году попал в плен, был отправлен в Норвегию, где содержался в рабочем лагере под городом Берген до конца войны. С 1947 года жил на Алтае, работал в книжном издательстве, на краевом радио, в газете, редактировал альманах «Алтай», четыре года был ответственным секретарем краевой писательской организации. На выставке в ГМИЛИКА представлен небольшой комплекс материалов из личного архива писателя, которому в этом году исполнилось бы 105 лет.

Барнаул 

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.