Выставка графики Ларисы Пастушковой открылась в Барнауле
Содержание:
Фото Евгений НАЛИМОВ
В Барнауле открылась персональная выставка живописца и графика Ларисы Пастушковой «Начало», посвященная двойному юбилею – личной круглой дате и 50-летию творческой деятельности.
В экспозицию вошла исключительно графика двух важных для Ларисы Николаевны десятилетий – 1970–80-х годов. Молодая художница тогда после Московского художественно-промышленного училища им. Калинина вернулась в Барнаул и начала работать в Алтайском книжном издательстве, ездить в Дома творчества Союза художников СССР. При этом для гостей вернисажа и друзей Ларисы Пастушковой экспозиция оказалась сюрпризом: абсолютное большинство из 122 представленных работ художница никогда не показывала.
С самого начала
– Художница придумала, что сперва ко дню рождения откроет выставку «Начало», чтобы зрители увидели путь ее становления, и для многих она впервые откроется с этой стороны, – объяснила авторскую концепцию куратор, старший научный сотрудник Художественного музея Евгения Школина. – А в августе в выставочном зале музея «Город» откроется еще одна юбилейная выставка, которая будет называться «Продолжение». И там будет только живопись – те абстрактные, символические работы, по которым мы ее сегодня знаем.
Нынешняя выставка впервые за долгое время занимает все доступное пространство в небольшом временном здании ГХМАК на улице Горького. В одном зале художница показала портреты и автопортреты 1970–80-х годов в различных графических техниках, в другом – пейзажи, в коридоре – бытовые и жанровые композиции. Есть и работы из первого ее заграничного вояжа в Монголию (это сейчас художницу знают как заядлую путешественницу и, кажется, проще назвать регион мира, в котором она еще не была, чем перечислить все ее поездки).
Начинается выставка еще на первом этаже с книжных иллюстраций – Алтайскому издательству Пастушкова посвятила несколько лет, оформив 30 книг. Отмечена здесь и особая страница, связанная с известной в свое время в Барнауле студией графика и скульптора Василия Рублёва, в которой многие художники собирались ради натурного рисования и разговоров об искусстве.
– Меня туда привела художница Татьяна Ашкинази, которая тоже работала в издательстве. Мы собирались в мастерской Рублёва по выходным, приходили те, кто любил и хотел рисовать, – рассказывает Лариса Пастушкова. – И свою выставку я посвящаю студии, потому что это было прекрасное счастливое время, самое начало. Хочу отдать дань памяти всем моим ушедшим друзьям – Володе Квасову, Люде Кульгачевой, Васе Рублёву… Потом уже мне стало мало натуры, раздвинулись какие-то рамки, я начала ездить по заграницам и все очень изменилось. Но этих людей я очень всех люблю.
Очень молодой художник
«Понятие возраста условно: есть паспортный, а есть психологический, во многом он зависит от мышления, творческой энергии, – считает министр культуры края Елена Безрукова. – И Лариса Николаевна для меня очень молодой человек и молодой художник. Поэтому, посмотрев, на какой юбилей я еду, я отнеслась к цифре скептически – с ее творчеством это никак не вяжется».
А искусствовед, действительный член Академии художеств Михаил Шишин вспомнил, что Лариса Пастушкова всегда запоминалась неординарностью, как человек, который «создает свой собственный спектакль».
– Посмотрите на ее портреты: ни одного композиционного повторения, высокий уровень психологической характеристики, все очень выразительно по цвету. Это важное качество, когда человек не повторяется, а все время ищет, – говорит Шишин. – Приходишь к ней в мастерскую, а она говорит: «Вот взяла свои старые работы, порвала и на свежую положила – смотри, как хорошо получается!» – и действительно хорошо! Очень важно, что Лариса присутствует в нашем алтайском искусстве, волей-неволей на нее начинают ориентироваться другие художники. Просто понимают, что есть человек, который всегда создает оригинальные творческие работы, и рядом с ней иначе себя вести нельзя.
Директор ГХМАК Инна Галкина призналась, что эта выставка возбуждает жадность – многие работы музею хотелось бы заполучить в свою коллекцию. А искусствовед Лариса Леонова, обращаясь к юбилярше, сказала:
«В тебе есть бунтарство, ты не боишься резко развернуться и пойти искать свой собственный путь и собственный язык».
«Были не нужны»
В творчестве смелость – это главное, уверена сама художница.
Журналисты спрашивали ее о заглавном автопортрете, созданном в коллажной технике из ее же собственных изорванных на клочки старых работ:
– Я довольно много использую коллаж, а еще придумала ноу-хау – рваное паспарту, которое я наполняю каким-то орнаментом, получается такая лепка из неких бумажных форм, – рассказывает Лариса Пастушкова. – Творчество – это, прежде всего, эксперименты. Нужно не бояться позволять себе делать все, что хочется. Кто запрещает? Тем более, художнику не всегда нравятся свои работы, и вот он их рвет, ну и складывает из них другие картиночки.
Что касается остальных работ на выставке, то художница объясняет:
«Я их не скрывала, просто в то время они были никому не нужны, и я делала их для себя. Кому, например, в 1970-е нужна была такая обнаженная натура? Так что эти работы я вообще не выставляла. А потом подумала: зачем они будут лежать мертвым грузом в мастерской? Надо их показать».
Барнаул
Источник: