Выставка графики Ларисы Пастушковой открылась в Барнауле

0 12
0
(0)

Выставка графики Ларисы Пастушковой открылась в Барнауле

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Барнауле открылась персональная выставка живописца и графика Ларисы Пастушковой «Начало», посвященная двойному юбилею – личной круглой дате и 50-летию творческой деятельности.
 

В экспозицию вошла исключительно графика двух важных для Ларисы Николаевны десятилетий – 1970–80-х годов. Молодая художница тогда после Московского художественно-промышленного училища им. Калинина вернулась в Барнаул и начала работать в Алтайском книжном издательстве, ездить в Дома творчества Союза художников СССР. При этом для гостей вернисажа и друзей Ларисы Пастушковой экспозиция оказалась сюрпризом: абсолютное большинство из 122 представленных работ художница никогда не показывала.

С самого начала

– Художница придумала, что сперва ко дню рождения откроет выставку «Начало», чтобы зрители увидели путь ее становления, и для многих она впервые откроется с этой стороны, – объяснила авторскую концепцию куратор, старший научный сотрудник Художественного музея Евгения Школина. – А в августе в выставочном зале музея «Город» откроется еще одна юбилейная выставка, которая будет называться «Продолжение». И там будет только живопись – те абстрактные, символические работы, по которым мы ее сегодня знаем.

Нынешняя выставка впервые за долгое время занимает все доступное пространство в небольшом временном здании ГХМАК на улице Горького. В одном зале художница показала портреты и автопортреты 1970–80-х годов в различных графических техниках, в другом – пейзажи, в коридоре – бытовые и жанровые композиции. Есть и работы из первого ее заграничного вояжа в Монголию (это сейчас художницу знают как заядлую путешественницу и, кажется, проще назвать регион мира, в котором она еще не была, чем перечислить все ее поездки).

Начинается выставка еще на первом этаже с книжных иллюстраций – Алтайскому издательству Пастушкова посвятила несколько лет, оформив 30 книг. Отмечена здесь и особая страница, связанная с известной в свое время в Барнауле студией графика и скульптора Василия Рублёва, в которой многие художники собирались ради натурного рисования и разговоров об искусстве.

– Меня туда привела художница Татьяна Ашкинази, которая тоже работала в издательстве. Мы собирались в мастерской Рублёва по выходным, приходили те, кто любил и хотел рисовать, – рассказывает Лариса Пастушкова. – И свою выставку я посвящаю студии, потому что это было прекрасное счастливое время, самое начало. Хочу отдать дань памяти всем моим ушедшим друзьям – Володе Квасову, Люде Кульгачевой, Васе Рублёву… Потом уже мне стало мало натуры, раздвинулись какие-то рамки, я начала ездить по заграницам и все очень изменилось. Но этих людей я очень всех люблю.

Очень молодой художник

«Понятие возраста условно: есть паспортный, а есть психологический, во многом он зависит от мышления, творческой энергии, – считает министр культуры края Елена Безрукова. – И Лариса Николаевна для меня очень молодой человек и молодой художник. Поэтому, посмотрев, на какой юбилей я еду, я отнеслась к цифре скептически – с ее творчеством это никак не вяжется».

А искусствовед, действительный член Академии художеств Михаил Шишин вспомнил, что Лариса Пастушкова всегда запоминалась неординарностью, как человек, который «создает свой собственный спектакль».

– Посмотрите на ее портреты: ни одного композиционного повторения, высокий уровень психологической характеристики, все очень выразительно по цвету. Это важное качество, когда человек не повторяется, а все время ищет, – говорит Шишин. – Приходишь к ней в мастерскую, а она говорит: «Вот взяла свои старые работы, порвала и на свежую положила – смотри, как хорошо получается!» – и действительно хорошо! Очень важно, что Лариса присутствует в нашем алтайском искусстве, волей-неволей на нее начинают ориентироваться другие художники. Просто понимают, что есть человек, который всегда создает оригинальные творческие работы, и рядом с ней иначе себя вести нельзя.

Директор ГХМАК Инна Галкина призналась, что эта выставка возбуждает жадность – многие работы музею хотелось бы заполучить в свою коллекцию. А искусствовед Лариса Леонова, обращаясь к юбилярше, сказала:

«В тебе есть бунтарство, ты не боишься резко развернуться и пойти искать свой собственный путь и собственный язык».

«Были не нужны»

В творчестве смелость – это главное, уверена сама художница.

Журналисты спрашивали ее о заглавном автопортрете, созданном в коллажной технике из ее же собственных изорванных на клочки старых работ:

– Я довольно много использую коллаж, а еще придумала ноу-хау – рваное паспарту, которое я наполняю каким-то орнаментом, получается такая лепка из неких бумажных форм, – рассказывает Лариса Пастушкова. – Творчество – это, прежде всего, эксперименты. Нужно не бояться позволять себе делать все, что хочется. Кто запрещает? Тем более, художнику не всегда нравятся свои работы, и вот он их рвет, ну и складывает из них другие картиночки.

Что касается остальных работ на выставке, то художница объясняет:

«Я их не скрывала, просто в то время они были никому не нужны, и я делала их для себя. Кому, например, в 1970-е нужна была такая обнаженная натура? Так что эти работы я вообще не выставляла. А потом подумала: зачем они будут лежать мертвым грузом в мастерской? Надо их показать».

Барнаул 

Источник: www.ap22.ru

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.